Пересадка и перевалка ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
четверг, 27 декабря 2012 г.

Пересадка и перевалка

Многие новички зачастую перевалку называют пересадкой. Давайте разберемся, в чем же разница.

Пересадка - это полная замена грунта для растения.
Перевалка - это процесс  посадки растения в новый горшок при сбережении земляного кома, что оплетен корнями.

Пересадку на практике применяют очень редко. Это нужно делать лишь в случаях, когда земля становится полностью непригодна для дальнейшего развития растения по причине сильного отравления удобрениями либо же неправильно подобранной почвосмеси.

Мне однажды доводилось делать пересадку, когда приобрел кумкват по уценке. На нем было лишь несколько старых листьев и почти все сухие ветки. Когда я его привез домой и вынул с горшка - я ужаснулся. Корневая система была "убита" полностью. Земля была похожа на грязь, растение было залито, а вместо дренажа большие куски побитой тарелки. Я налил воды в емкость, добавил колпачок препарата "Укоренитель" фирмы "Гилея" и дал вымокнуть корням где-то часа полтора. Потом посадил в новый грунт. Видимо сделал все правильно, так как через пол года кумкват меня отблагодарил плодами, что на фото в первой теме.

В остальных случаях я делал перевалки, когда корни полностью оплетали земляной ком и нужно было увеличение объема горшка. Плюс перевалок в том, что их можно делать в любое время года, тогда как пересадки рекомендуется делать по весне перед стадией вегетации.

Вот сегодня в связи с написанием этого поста перевалил привитый клементин Nour и сделал несколько фото. Итак, процесс перевалки доволи простой:

1. Подготовить новый горшок, землю и "пациента".


2. Аккуратно вытащить растение, держа у корневой шейки и постукивая по емкости.


3. Отложить растение в сторону и насыпать в новую емкость грунта, что бы осталось пространство для растения с земляным комом. В моем случае не получилось сберечь земляной ком из-за рыхлости грунта (мне в таком растение прислали).


4. Вставить растение в новый горшок и досыпать пустоты грунтом. Во время насыпания земли в новый горшок и засыпания пустот нужно утрамбовывать ее, постукивая горшком об стол. И вот результат:


Для маленьких растений нет смысла покупать дорогие горшки так как они быстро из них вырастают. Да и в пластиковых стаканчиках видно состояние корневой системы.

Ни в коем случае нельзя сразу сажать растение в большой горшок - долгое время земляной ком не будет оплетен корнями и произойдет закисание. Каждый раз при перевалке нужно увеличивать емкость где-то на 2 см в диаметре и, возможно, немного по высоте.

Забыл еще упомянуть об одном моменте - о дренаже. Очень важно иметь на дне горшка отверстия довольно большие и дренаж, чтоб лишняя вода могла стекать, не окисляя грунт. В качестве дренажа многие используют керамзит или пенопласт. но мне они не особо понравились. Корни вростали в них и дереву становилось плохо. Опять таки, я не могу утверждать что именно это становилось причиной "болезни", но возможно это была одна из причин. Сейчас же я на дно укладываю мелкие корни, что выкапывались в лесу.

Еще важный момент: после перевалки уход менять не нужно, корни будут постепенно осваивать ком. А вот пересадив растение важно понимать, что корневая система работает плохо, а листья продолжают так же быстро испарять влагу. Исходя из этого желательно уберечь растение от сухого жаркого воздуха, поставить в притененное место и постараться увеличить влажность воздуха - можно даже накинуть на крону прозрачный полиэтиленовый пакет.

И напоследок самое главное: ни в коем случае после пересадки и перевалки удобрять растения нельзя! Во-первых, в новом грунте и так достаточно питательных веществ, а во вторых, корневая работает не на полную мощь - так что подкормки могут сильно навредить.

Сейчас многие цитрусовые у меня пробуждаются от зимовки в связи с увеличением светового дня и температуры, надеюсь и клементин, обрадовавшись новой земле, тронется в рост.

Читайте так же:
Пересадка цитруса (видео)

43 комментария:

  1. Вместо керамзита я уже 2 года использую сосновую кору.

    ОтветитьУдалить
  2. На мой взгляд керамзит вообще плохой вариант! Т.к. в него корни врастают

    ОтветитьУдалить
  3. cкажите а как узнать что растению тесно в горшке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Земляной ком должен быть полностью оплетен корнями.

      Удалить
  4. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, хочу приобрести каламондин около 2-х метров, он в магазине находится в торфе, продавцы говорят, что нужно сделать перевалку(то есть торф не убирать, а так же и оставить в нем корни и сверху просто досыпать земелькой).Но разве так можно делать?Ведь торф со временем деревянеет и потом его убрать очень сложно, корневая еще больше пострадает?Или я не права?Посоветуйте пожалуйста!!!Спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В одной из статей я упоминал, что перевалку нужно делать в схожий грунт, иначе влага после полива будет распределятся неравномерно: одна часть будет всегда сухой, а другая - мокрой.

      Удалить
  5. Добрый день! Купил вчера лимон Майера в горшке диаметром 13-15см, высотой 20 см. На нем 4 зеленых лимончика. Поставил на подоконник на кухне, накрыл полиэтиленовым пакетом, поливаю, опрыскиваю. Стоит ли делать перевалку? или подождать пока поспеют плоды?
    Заранее спасибо за ответ!

    ОтветитьУдалить
  6. Как Вы считаете? есть ли смысл перевалки в горшки сейчас (осенью) двух мои цитрусят Павловского и Ташкентского из стаканчиков? Корневая у них сильная, тонус мощный. Или подождать до весны?
    Спасибо за возможный ответ и за Ваш замечательный сайт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю да - сам как раз занялся перевалкой многих цитрусов.
      П.С. спасибо за отзыв :)

      Удалить
  7. Здравствуйте!
    Несколько слов о поливе при перевалке. Сколько мл воды Вы даете цитрусам на Ваш пластмассовый горшок?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      С точностью до мл не считаю, ведь все зависит от влажности земляного кома и погодных условий: при жаре полив более обильный, когда холодно - то немножко.

      Удалить
  8. ЗДРАВСТВУЙТЕ АЛЕКСАНДР!
    Сегодня перевалил из за сильного листопада Каламандин 6 лет. диаметр ствола 22 мм. Когда увидел его корни в большинстве коричневого цвета и совсем немного белого испугался за свой Каламондинчик. Я не стал убирать эту коричневую массу с корней. Положил Каламондин в новый грунт "Лимон",полил 400мл, опрыскал, накрыл пакетом как Вы нас учили. Но у меня сомнения по этим корням. Может надо было их - коричневые снять? Слишком много каждый день терял листьев. много темно коричневых веток было и я их отстригал. Стараюсь все делать как Вы пишите в разделе Реанимация. Как часто надо будет снимать пакет для полива и опрыскивания?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Главное - это понять причину листопада. Сейчас самый сложный период, так как световой день самый короткий в году. Уже через месяц цитрусам будет намного легче, ведь световой день будет быстро увеличиваться. Возможно проблема вовсе не в корнях? Почитайте тему "Уход за цитрусовыми зимой."
      П.С. пакет с кроны снимать не нужно, особенно, если на нее попадает сухой горячий воздух от батарей. Полив как обычно - по мере просыхания.

      Удалить
  9. После перевалки мандарин сбрасывает новые побеги , а новые листки опустились(как буд-то завяли висят). Надо переждать или что-то предпринимать???

    ОтветитьУдалить
  10. Земля влажная. Я переживала, что переувлажнила его

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А точно была сделана перевалка с сохранением земляного кома вокруг корней? Если да, то таких проблем быть не должно.

      Удалить
  11. Точно. А теперь еще чернеют ветки новые. Если я его залила? Что посоветуете делать? Как ему помочь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудно что-то советовать, не видя деревца. Продублируйте свой вопрос вместе с фото в нашей группе ВКонтакте.

      Удалить
  12. Подскажите перевалку лучше делать утром или вечером

    ОтветитьУдалить
  13. Подскажите перевалку лучше делать утром или вечером

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет особой разницы, если переваливать с сохранением земляного кома.

      Удалить
  14. Здравствуйте,всем.Александр,по Вашей схеме,насобирала земли,дубовые листья,перегной и землю из под травы,еще довавила совсем чуть чуть чернозема,а то цвет мне не понравился.Перевалила каламондин в него.Но в конце обнаружила,что земля получилась очень плотной,вода какое то время стоит на поверхности.Что мне теперь можно предпринять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Я писал о лиственном перегное из-под дуба, а не о дубовых листьях...
      Большую плотность дает чернозем. Смотрите по ситуации, возможно лучше грунт заменить...

      Удалить
  15. Спасибо за быстрый ответ.В спешке написала листья.Ну ,конечно,перегной.Теперь вода впитывается,но всетаки плотная.С состовлением почвы у меня не получилоь,стендер тоже не нашла(живу в подмосковье)В наличии есть грунт Лимон и простой универсальный.Что посоветуете.Или пока оставить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуйте смешать грунт, что у Вас получился с покупным торфяным 1:1.

      Удалить
  16. Добрый день!
    Подскажите по прводу дренажа, что за корни вы берете, от каких деревьев и как они выглядят, готовые к использованию? То же самое интересует с корой. Какого размера куски, нет ли фотографий? У меня под рукой пока только керамзит :( Думаю, лето - самое время запастись хорошим дренажем. Поэтому хотелось бы побольше информации. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Кору я вообще не использую. А корешки не обязательно. Если используете торфяный грунт, то дренажные отверстия можно прикрыть более крупной фракцией.
      Основной мой посыл - это много больших дренажных отверстий, а "подушка" из керамзита - не обязательна.

      Удалить
    2. На днях переваливала в собственноручную смесь торфяно-полевой с добавлением чернозема. Без дренажа побаиваюсь, тк не всегда поливаю я. Думается, с дренажем меньше вероятности, что застоится вода. Всё же, любые корешки подойдут и какого размера?

      Удалить
    3. Фото нету. Корешки были мелкие, которые выкапивались вместе с листовым перегноем. Что бы не застаивалась вода - нужно просто лишнюю сливать с поддона после полива.

      Удалить
    4. Хорошо, буду стараться делать всё правильно. Спасибо большое на ответы!

      Удалить
  17. читав що можна для дренажу використовувати деревяне вугілля.

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый вечер. Помогите и мне. У меня дома мандарин и лимон им по 4 года. Привезли мне под заказ пол года назад все было с плодами, сказали что нужно сделать пересадка. Я не хотел, в итоге мандарин сбросил плоды и я его перевалил 2 нед. назад он пустил новые побеги и даже очень красивые. Ну у меня лимон высота его 120-130 см. на нем 3 лимона в размере с куриное яйцо, я все уже купил для перевалки ну боюсь за плоды, на нем было 18 лимонов ну он их сбросил осталось 3 самых смелых. Подскажите что мне делать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      Перевалка не навредит даже деревцу с плодами. Это пересадка с полной заменой грунта может вызвать проблемы.

      Удалить
    2. Я надеюсь. Просто лимон не выбросил за пол года ни одного побега, а это станно ка на меня. Или может я ошибаюсь?

      Удалить
    3. Значит условия не совсем благоприятные.

      Удалить
  19. Завтра сделаю пересадка. Как тогда правильно ее сделать. Он в пластиковом горшку, мандарин я просто разрезал горшок и в новый все было ок и грамаземли не отпало, пересаживаю я в керамику. Вы если что извините за много вопросов, у меня много вазонов а вот цитрусовых не было вот и думаю как

    ОтветитьУдалить
  20. подскажите,стоит ли пересаживать в конце июля,если начали хлорозить листья,то ли от недостатка магния,то ли от недостатка калия,боюсь навредить лечением,вдруг я неправильно определила чего не хватает,или наоборот переизбыток,так как вносились и орг.удобрения и мин.уд. но последняя пересадка,она же и первая была осенью прошлого года,сразу после покупки. спасибо.

    ОтветитьУдалить
  21. Добрый день!
    Для начала можете попробовать сделать промывку корней (описание в статье 'Водные процедуры'). Если не поможет - тогда можете сделать пересадку.

    ОтветитьУдалить
  22. Подскажите пожалуйста,у меня в горшке с мандарином завелись маленькие серенькие мошки.как от них избавиться? пробовал туда и золу насыпать и чеснок кусочками втыкал!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.