Кислотность грунта ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
пятница, 10 июня 2016 г.

Кислотность грунта

Много статей по уходу уже написано на этом блоге, но читателей все больше интересует вопрос по подкормкам для цитрусовых, так как пожелтевшие листья большинство связывает с нехваткой питательных веществ. Вопрос удобрений я обязательно рассмотрю в будущем, но считаю, что сначала нужно разобраться с не менее важным вопросом кислотности грунта.


Раньше я не очень серьезно относился к этому параметру. Ведь в грунтах, которые готовил сам или в хороших покупных, сразу после пересадки все хорошо растет. Мнение мое поменялось после приобретения прибора для измерения pH грунта. Просматривалась такая закономерность: у всех хлорозных цитрусов уровень pH оказался выше, чем у тех, которые имеют идеальные листья. По началу я думал, что проблема в неправильном питании, но теперь напрашивается немножко другой вывод.

Какой pH нужен цитрусам

Для начала совсем немножко теории. Простыми словами, pH - это показатель кислотности раствора. Нейтральным считается величина 7,0. Все что выше - щелочная среда, а что ниже - кислая. На многих ресурсах и в книгах по цитрусоводству указано, что цитрусы любят слабокислый грунт. Это утверждение совпало с показаниями прибора: при pH 5.5-6.0 мои цитрусы растут лучше всего, 6-7 - нормально, выше 7 - начинаются проблемы.

Хлороз

Все знают такой термин как "хлороз" и активно его используют, но далеко не все понимают, с чем связано это заболевание. Итак, хлороз - это  неспособность образования хлорофилла в листьях, которые начинают постепенно желтеть. Многие знают, что за образование хлорофилла отвечает железо. Но при чем тут кислотность грунта спросите вы? А все очень просто: при низкой кислотности (высокий pH, щелочная среда) дерево просто не может усваивать железо даже если его там предостаточно, и решить проблему подкормками, не отрегулировав pH,  не получится.

При хлорозе желтеет листовая пластина молодых листьев, но жилки при этом остаются зелеными. Как пример хлороза - фото листа Каламондина из последнего прироста:


Причины изменения кислотности грунта

Причиной изменения кислотности может быть вода, которой мы поливаем цитрусы. У нас она, достаточно жесткая - именно с этим я связываю защелачивание. Стоит отметить, что чем более "тяжелый" грунт (плотный, хуже пропускает воду и воздух) - тем выше шанс понизить кислотность (увеличить pH). Часто на поверхности такого субстрата образовываются скопления солей.

Как регулировать кислотность грунта

Так как у некоторых моих цитрусов, растущих в тяжелом грунте несколько лет без пересадки, понизилась кислотность до 7,5-8,0 pH, то мне было необходимо попытаться подкислить почву.
Я решил попробовать самый доступный способ - лимонную кислоту. На разных ресурсах рекомендуют разные пропорции: от нескольких крупинок, до 1 чайной ложки на литр воды. Я решил попробовать приблизительно 1/3 ч.л. на литр.

Первыми на тест я выбрал Каламондин и Лаймкват Юстис. У обоих после снятия плодов не было длительное время приростов, а листья сильно хлорозили. После того, как я увидел, что вреда абсолютно не нанес, за вторым  поливом кроме них полил все цитрусы с pH > 6.5. Такая пропорция не навредила ни единому растению. А вот после второго обильного полива я начал замечать, что Каламондин и Лаймкват массово начали выпускать абсолютно здоровые побеги:






Измерив кислотность я удивился, как быстро она изменилась: вместо прошлых 7.5-8.0 прибор показывал 6.0-6.5 (фото в начале темы). Может, конечно, инструмент не очень точный, но факт, что использование лимонной кислоты благоприятно повлияло на цитрусы.

К сожалению, я пока не могу рассмотреть другую ситуацию, когда почва чересчур кислая. Брать информацию с других ресурсов, не проверив на своем опыте, нет желания.

П.С. свои ошибки нужно уметь признавать. 3 года назад, начиная писать статьи, я на многое не обращал внимание, но теперь, получив опыт, понимаю, что в выращивании цитрусовых на подоконнике мелочей нет. И если ставить перед собой самые высокие цели в комнатном цитрусоводстве, нужно понимать и учитывать все тонкости.

26 комментариев:

  1. Полностью с тобой согласен. У меня тоже из-за жесткой воды кислотность в горшках с лимонами стремится к 8-ми. К сожалению, кислотность грунтов в округе тоже высокая, ниже 7.5 не нашел. Как поживает вариегатный Эврика? Череночек для меня уже вырастил? ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сделал воздушную отводку, быстро нарос хороший каллюс, а корней все нет. :(

      Удалить
    2. А в каком субстрате укореняете? у меня так было в чистом перлите. Корни так и не появились.

      Удалить
    3. Перлит + Вермикулит. У меня в нем все отлично укоренялось. Решил и воздушную отводку в нем делать.

      Удалить
    4. Я б добавил немного грунта, должно помочь.

      Удалить
  2. Дякую за цікаву статтю!
    Я її чекав від публікаці вами, статті та відео про вимірювач кислотності грунту:) Тепер буду чекати статтю про підживлення цитрусових;)

    ОтветитьУдалить
  3. Надо дождаться вызревания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первые побеги уже практически вызрели - хороший темно-зеленый цвет листьев.

      Удалить
  4. К сожалению, неправильными терминами Вы только запутываете всех, приходится как сквозь дебри пробираться по написанному.
    "К сожалению, кислотность грунтов в округе тоже высокая, ниже 7.5 не нашел" - разберем это утверждение:
    Высокая кислотность - значит, более кислая среда. Т.е. при pH 5 кислотность более высокая, чем при pH 6.5.
    При pH более 7 - это уже защелачивание, т.е. при pH=8 среда более щелочная, чем при 7.5.

    ОтветитьУдалить
  5. Относительно того что в цитрусоводстве мелочей нет, Вы правы на все 100!!!
    Тоже в этом постоянно убеждаюсь)))
    А вот с кислотностью я и сам дал маху. Имеются у меня два хлорозных старожила, с теми же симптомами. Измерил тест-полоской - 6,5 - 7,0. (думаю больше, там крайний показатель 7,0).
    Кислота уже закуплена!
    Есть вопрос, или скорее поделюсь наблюдениями.
    Так как грунты Компо и Стендер дорогие, решил поискать аналоги подешевле с похожим составом.
    Обратил внимание на польский субстрат Флоратин для хвойных.
    Да, он кислый, на упаковке 4,0-5,0. Я его смешал с прочими фракциями (лесной, луговой, магазинный для цитрусов, немного кокоса), таким образом ожидая немного поднять щелочь до слабокислого. И впиндюрил туда свою любимую будду, которая уже месяц как просилась в тару побольше. Прошло 1,5 недели, листья не сбросила, и судя по тому как пьет воду уже в вдвое большей таре - ей хорошо.
    Буду надеяться на успех, поскольку он вдовое дешевле КомпоСаны, а по виду, фракции и воздухо-, водопроницаемости очень к нему близок.
    С ув.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте!
    Я совершеннейший новичок, пока ещё бестолковый, но легко обучаемый. В самом начале лета стала обладателем трёх цитрусов (предположительно мандарины) - подарили выращенные из косточек, неизвестно в каком грунте, в крошечных пластиковых горшочках. Всё лето простояли на солнечном (круглосуточно) подоконнике с перемещением в тень от палящих лучей. Сквозняк присутствовал, т.к. окно открываю на проветривание. Полив был водой комнатной температуры, отстоенной, при полном подсыхании грунта, до появления воды в подставках.
    К концу лета ростки вытянулись в 2,5 раза, листья ни разу не скручивали, иногда сильно просили воды, но в целом чувствовали себя неплохо. НО. За 2 недели, пока меня не было рядом, при неизменном поливе, но без укрытия от прямых лучей, выдали неприятные сюрпризы.
    На одном из них молодой верхний лист с самого начала рос бледно-салатового цвета. Один-единственный, остальные на нём все насыщенные зелёные.
    На другом (не знаю, странно ли это) длинные листья только вверху, на стволе ниже листья меньше, и один листочек выгнулся бугром и на самом своём кончике побелел.
    На третьем средняя пара листьев стала белёсой в зелёные крапинки. Я так понимаю, это солнечный ожог.
    Сейчас они пересажены в готовый грунт для цитрусов, убраны с окна, но находятся в достаточном освещении. Всем своим видом сигнализируют о том, что им становится лучше: распрямились, листья разровняли (кроме того, который бугорком).
    Чего ждать дальше? Что ещё для них сделать хорошего?
    Ангелина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Одно из главных правил цитрусовода - "не залюби" :)
      Так что если после пересадки цитрусу стало лучше, значит не нужно ему мешать.
      Ну и все же лето подходит к концу - лучше, наверное, поставить цитрусы на подоконник, где много света.

      Удалить
  7. В июле воткнула по 4-6 черенков лимона и какого-то еще цитруса в вазоны с землей+песок.Похоже они прижились.т.к.цветут,но роста нет.Под целлофаnовым пакетом пока.Листья зеленые,не сыпятся. Скажите,пож-ста,когда пресадить или подождать весны?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Если можете сделать перевалку (вместе с частью земляного кома), то делайте уже. После пересадки еще какое-то время нужно обеспечить тепличные условия.

      Удалить
    2. Добрый день/Так они там в маленьком горшочке по 4-6черенков...Думаю, надо отделить...каждого в свой горшок....Или оставить их вместе и перевалить?.Спасибо.Смешно,но каким-то образом еще опыляются...Мелкие фрукты размером в зерно стоят.Первое время удаляла цветочки(запах обалденный),а потом перестала.Конено ,они (фрукты)не выживут.Тем не менее, стоят (висят)пока...

      Удалить
    3. И еще...У них период покоя,если нет роста...?Пересажу или перевалю + целлофановый пакет на время.А потом нужно температру снижать для стимуляции роста(типа создание зимы-весны)?Спасибо большое за помощь.

      Удалить
    4. рассадить нужно по-отдельности, пока корни не переплелись. Завязи нужно оборвать, ибо только тянут силы с черенка. Если после пересадки будут под пакетом, то температура может быть комнатной.

      Удалить
    5. спасибо.Держите за меня "кулачки",чтоб получилось.А если эти завязи кругlые,то это не лимон?.Я ,проэкспериментировала будучи в гостях в Италии.Там были несkолько деревьев,один тoчно имел лимоны,а с других я тоже украла веточки,"с темных лошадок".В итогe они круглые.А листья вроде лимона.Спасибо.С удовольствием читаю Ваши наблюдения.И Вам удачи.

      Удалить
    6. Спасибо!
      По завязям трудно определить, могут быть и лимоны.

      Удалить
    7. Здр-те.Спешу поделиться.Не все оказались с корнями.Только 5 штук.Причем не те что цвели.И лучше укоренились в чистом грунте для комн.растениий ph5-6.А в вазоне с добавлением песка-ноль корней за 3 месяца!В общем, эти 5 штук(корни 3-6 см) пересадила.Остальные с "фруктами и цветами и без намека на корни,даже калюса не было-назад под пакет.Посмотрим ,что выйдет.Склоняюсь,что остальные были сорваны не с лимона,поэтому и не укоренились. Надежд мало.т.к.пасмурно будет и до весны(если не сгниют)трогать не буду.А почек у укоренившихся тоже не видно.Похоже, спят..

      Удалить
  8. Дякую, чудова статья, буду пробувати, ато грунту купити з назьким пш а тим більше зробити немаю можливості, ще раз дякую.

    ОтветитьУдалить
  9. Александр, здравствуйте, у меня такая же проблема (стали хлорозить абсолютно все цитрусы). Померяла PH воды, которой поливаю, она оказалась 8,5. Кислотность грунта пока померять не могу, для этого нужна дистиллированная вода, а её у меня нет. У меня лакмусовые бумажки.
    У меня вопрос. В Вашем случае получается достаточно было полить два раза с лимонной кислотой? Но ведь грунт может вновь защелочиться, правильно я понимаю?

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за полезную статью. Вы показали лист с хлорозом, когда прожилки темнее поверхности листа. А если наоборот, желтизна распространяется именно от прожилок, это о чём может говорить?

    ОтветитьУдалить
  11. По поводу рН есть рекомендация часть созревших плодов оставить в горшке, они как раз и подкислят субстрат при разложении

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.