Лимон Мейера ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
пятница, 1 февраля 2013 г.

Лимон Мейера

Вряд ли найдется такой цитрусовод, который ни разу не слышал о лимоне Мейера - ведь это наверняка один из наиболее распространенных сортов. Но несмотря на большую популярность, он занимает не менее ценное место в моей пока еще не большой коллекции, особенно если вспомнить историю, как он ко мне попал.

Информация о сорте

Большинство исследователей считают, что Мейер - это гибрид лимона и апельсина. Дерево было завезено в США из Пекина в 1908 году Франком Мейером, откуда и происходит название.

Лимон Мейера имеет умеренный темп роста, вырастает небольшим, но очень продуктивным кустом, выносливым к низким температурам. Цветет он круглый год, но основным сезоном, конечно же, является весна. Плоды среднего размера, округлые, с гладкой, тонкой, желто-оранжевой кожурой. Мякоть светло-оранжевая, сочная и кислая. Особый аромат и вкус лимона Мейера является отличительной характеристикой и никого не оставит равнодушным к этому сорту после дегустации.

В связи с тем, что плоды очень нежные и сочные, сорт плохо себя зарекомендовал в качестве коммерческого, поскольку они не выдерживают обработку, доставку и хранение, что приводит к чрезмерным отходам. Поэтому лимон Мейера отлично подходит для выращивания дома.

Мой Лимон Мейера

Прошлой зимой я, возвращаясь после работы домой в троллейбусе, рассказывал с восхищением сотруднице о своих растениях. И тут мужчина, сидевший рядом, говорит: "Прошу прощения, я услышал, что вы увлекаетесь цитрусовыми, а ведь у меня тоже есть лимон." Я не очень люблю случайные знакомства и с большим нежеланием вступил в диалог. Он рассказал, что его лимон болеет, но как выздоровеет, то готов поделится со мной черенками и оставил номер телефона. Я долго сомневался, звонить или нет, да и взамен мне не было что дать, но интерес взял верх и через две недели таки набрал номер. Анатолий, сказал, что не готов дать черенки, так как растение все еще болеет, после чего я расстроился и думал, что зря позвонил. Но еще через недельку он сказал, что черенки готовы и что я могу их забрать. Было это в начале марта 2012 года. Погода была ужасной и Анатолий при встрече достал черенки из-за пазухи, которые были в полиэтиленовом пакете. Я хотел заплатить, но этот добрый человек не хотел брать денег за них - пришлось уговорить взять символические пару копеек; "так положено", хотя я человек не суеверный.

Придя домой и посмотрев на черенки я сильно удивился - ветки и листья были очень нежными, изящными. Из всех обрезков было три хороших черенка, которые я поставил на укоренение в тепличку. Это был мой первый опыт укоренения цитрусовых и поэтому я очень сомневался в своем успехе. Один из черенков пытался два раза цвести и в результате погиб. Шла неделя, другая. третья - а два оставшиеся черенка выглядели как-будто только что сорванными и я понял, что хоть один, да пустит корни. 

В середине апреля один черенок начал давать прирост и, аккуратно достав черенки из тепличного грунта, я неимоверно обрадовался - у меня было 2 полноценных экземпляра лимона Мейера с корешками. Осенью одного из них я обменял на новый сорт, а другого оставил себе.

Сейчас растению 9 месяцев и выглядит оно вот так:

Лимон Мейера

Лимон Мейера очень плодовитый и, как видно на фото, мой экземпляр тоже пытается цвести. Первым цветением я конечно полюбуюсь, но завязи удаляю - для него это пока непосильная ноша. А вот как окрепнет да наберет лиственную массу - тогда пусть и радует своими небольшими желто-оранжевыми слабо-кислыми плодами. 

Еще одна особенность лимона Мейера - это фиолетово-розовый оттенок на цветках:

Лимон Мейера - цветок

Болезнь Мейера - "Жирные пятна"

В начале рассказа я неоднократно упоминал о некой болезни. Анатолий, от которого я получил черенки думал, что это обычный хлороз, испытывал разные подкормки, но все было зря - зимой его лимоны желтели и теряли много листьев. Так же он "списывал" это на неблагоприятные условия содержания в квартире зимой. Но хорошо, что сейчас есть интернет и масса полезной информации находится в свободном доступе, которую можно получить не отходя от компьютера.

Оказывается, что есть болезнь, которая свойственна только этому сорту и не поражает других "сородичей". Это грибковое (а на некоторых ресурсах пишут, что вирусное) заболевание, которое в народе прозвали "Жирные пятна" из-за вида пораженных листьев:

Болезнь Мейера - Жирные пятна

Болезнь Мейера - Жирные пятна

Практически у каждого цитрусовода Мейер поражен этим грибком (вирусом) и эффективных средств для борьбы никто не знает (или я пока не встречал); фунгициды не помогают. Многие жалуются, что к зиме Мейеры полностью лысеют и весной опять начинают обрастать. Встречал так же информацию, что не нужно повышать влажность для этого сорта ибо это способствует размножению грибка.

Мой Мейер оказался так же поражен, хотя изначально признаков после укоренения не было. Но пока масштабы не большие - потеряно за зиму всего два листа, что на фото выше и сейчас идет активная вегетация. Такой расклад меня устраивает и мер борьбы принимать пока не намерен - лимон и дальше будет содержаться в таких же условиях, что и остальные цитрусовые. Несмотря на эту болезнь я призываю вас не боятся обзавестись этим интересным сортом.

Напоследок хочу вспомнить то, с чего начинал и поблагодарить Анатолия за хороший черенок. Надеюсь, что через год-два смогу попробовать уже собственноручно выращенные плоды на вкус.

Читайте также:
Лимон Мейера на своих корнях - быть или не быть

60 комментариев:

  1. Александр теленик2 июня 2013 г. в 21:48

    могу поделиться лимон Мейера ростет в меня лет 10 не меньше, поливаю, купаю редко с мая по ноябрь находится на улице.От болезни избавился когда с декабря по март(в комнате где зимуют) температура была 8-15 градусов, урожай 18-36 прекраснейших по вкусу лимонов, с небошого леревца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер Александр,
      можно ли попросить черенок от Вашего чудесного лимона? Буду признательна за ответ. Людмила lshvo@mail.ru

      Удалить
    2. Александр. а вы только в своем городе можете поделиться. или есть возможность выслать по почте...

      Удалить
    3. Черенками смогу поделится, но весной. На зиму не стоит делать обрезку.
      П.С. у нас есть группы по обмену черенков в соц. сети.

      Удалить
    4. После улицы(когда летом там находится) почти постоянно заводится паутинный клещик...Может кто то знает средства защиты от него?Бороться с ним тяжело...уже погубила шикарный куст лимона...заранее спасибо...

      Удалить
    5. О паутинном клеще есть статья, но все меры против вредителя имеют лишь временный характер.

      Удалить
    6. У меня тоже лимон приходите ул песковская 11 кв 70 г Орёл

      Удалить
    7. Так можно у вас купить черенок?

      Удалить
    8. Самое эффективное средство от паутинного клеща,ВЕРТИМЕК,применяю уже 2 года на огурцах и комнатных растениях,ничего более эфективного не встречала,только надо опрыскивать раза 3 с интервалом 4-5дней

      Удалить
  2. На сайтах о цитрусах, советуют Мейер прививать, а не укоренять - тогда болезнь жирных пятен себя не проявляет. Год назад сделал прививку, пока все в порядке, но делать выводы еще рано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правильно. Привитые растут лучше. Но, еще имеет значение Клон этого сорта.

      "Болезнь Мейера" бывает не только у Мейера, но и у других цитрусовых. Например у Павловского апельсина.
      Косит она не всех Мейеров подряд. Например сейчас я достал хороший клон, довольно стойкий к этому заболеванию. Пятнышки бывают зимой, и очень редко.

      Удалить
  3. У нас Мейеру(привитый) более 20 лет, - постоянно зимой болеет и сбрасывает листья. Температура ~17, подсветка, пониженный полив. Весной отходит, а лучше всего чувствует себя летом, на открытом балконе. За двадцать лет так и не подрос, - все такой же маленький, как купили.

    ОтветитьУдалить
  4. у меня лимон Мейер уже больше года и тоже болеет, обрабатывала и фитовермом и актеликом, водкой протирала листочки. Удобряю постоянно, но ничего не помогает. Не знаю, что с ним делать. Очень больно на него смотреть. У меня ещё есть Киевский, так тот красавец, хотя покупали вместе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. солнце воздух и вода

      Удалить
    2. Брексил комби 2 раза в месяц по листу, а фалькон против пятен.

      Удалить
  5. Сегодня только купили, вот сижу изучаю как с ним обращятся. Это мой первый цитрусовый

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поздравляю с приобретением! Пускай растет и радует Вас! :)

      Удалить
  6. Помогите пожалуйста определить вид лимончика. Больше подходит под описание данного вида... листья продолговато-овальные (назовем это так)плоды осень нежные, гладкие, никакой шероховатости, но главное что бы я выделила-это шипы на веточках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Задайте этот вопрос в нашей группе в соц. сети и приложите фото.

      Удалить
    2. Скорее всего у Вас сорт Меер.

      Удалить
  7. Помогите, пожалуйста, как спасти лимон опадают очень листья, а лимоны весят. Что мне делать? Ещё подскажите, если опадут все листья, он умрёт или нет? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сбрасывание лимоном Мейера листвы в осенне-зимний период - это проблема с которой сталкивается большинство цитрусоводов и которую до сих пор не могут решить. Можно сказать, что это особенность данного сорта. Деревце не "умрет", пока на нем есть хотя бы 1 зеленая, не почерневшая, ветка. Плоды на дереве забирают много сил у растения, поэтому если они уже созревшие, то лучше побыстрее сорвать, если нет - то решать Вам.
      Постарайтесь обеспечить хорошие условия, почитайте об уходе за цитрусовыми зимой. Если еще на деревце есть листья, то можно устроить вместе с плодами холодную зимовку - по весне оно не только доносит плоды, но и даст новый прирост.

      Удалить
  8. На выходных были с мужем в Епицентре и посетили там цветочный отдел. Из цитрусовых были только Мееры из Португалии по 300 грн. Такие смешные- высотой до 30 см, веточки тоненькие, листики маленькие, но зато тёмно-зелёные, и что интересно на каждом по 5 спелых плодов по размеру, как маленькие абрикоски. Если бы не завышенная цена, то можно было бы купить его. Мне интересно, если его пересадить в большой горшок и поставить на окно, то он вырастит или останется таким же карликом.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте. Меня вдохновило то как вы описываете все своих "питомцев", растения. И я купил неделю назад лимон Мейера. Но почему то он у меня стал чахнуть, сбрасывает листья, и при этом они начали чернеть. Подскажите пожалуйста что мне делать? И если можно дайте пошаговую инструкцию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Сейчас условия в квартире далеко не самые благоприятные: короткий световой день, жаркий сухой воздух. К тому же Мейер очень привередливый в это время года и даже у опытных цитрусоводов сбрасывает листья.
      Почитайте статьи на этом блоге: "Уход за цитрусовыми зимой", "Акклиматизация и реанимация".

      Удалить
    2. Огромное спасибо за совет. Информацию прочел и можно сказать заучил, теперь буду применять на практике, надеюсь что в скором будущем порадуюсь и поделюсь фото своих лимонов!

      Удалить
  10. Здравствуйте подскажите пожалуйста где можно преобрести цитрусовые лимон майера, лайм таити? У нас в город4 не могу найти. Благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте у меня у меня тоже есть лимоны Мейера.80 саженцев в теплице.2 год как я их посадила это 3 летние саженцы.с апреля месяца они рассцвели но плодов нет .я их опыляла но безполезно.пожалуюста дайте совет помогите что делать.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день! Я тоже выращиваю лимон Мейера уже лет 20. Он у меня год плодоносит, потом болеет, сбрасывает листву, следующее лето - восстанавливается, а потом весной опять сильно цветет и плодоносит. По вашему описанию, у него, действительно, грибковое заболевание, а я и не знала..буду знать и держать его подальше от других цитрусовых.
    Итерестно, а эта зараза передается другим сортам цитрусовых и прочих растений? а то за последние 2 года у меня неожиданно погибли лимон, гранат и мурайя...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Во втором абзаце о "жирных пятнах" я писал, что этот грибок не распространяется на другие цитрусы.

      Удалить
    2. Брексил комби 2 раза в месяц по листу, а фалькон против пятен.

      Удалить
  13. добрый день! помогите мне пожалуйста! зимой я купила лимонное дерево с 2-мя лимонами, со временем мы их сорвали...весной он снова начал цвести и завязался один лимон и было еще 2 цветка, тут мне подсказали что его надо удобрять и я купила удобрение для цитрусовых, сделала как написано на бутылочке, и тут мой лимон сбросил тот маленький лимончик и цветки, его новые листочки стали не зеленые, а салатовые...он вроде остановился в росте,...недавно я его вынесла на балкон, там весь день жарко, но зато есть солнце (он стоит у меня в северной комнате), и тут стало ему еще хуже, лимон начал сбрасывать листья они все стали вялыми и цвет стал ближе к желтом, я перенесла его назад в комнату. Что мне делать, подскажите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Похоже, либо некачественное удобрение попалось, либо переборщили с дозой - и получилось отравление. Корни перестали нормально работать и в этот момент Вы его вынесли на жару: влага с листьев активно испаряется, но не пополняется корнями.
      Что советую сделать: 1) промывку грунта (в статье "водные процедуры" есть описание ). 2) Определить его на конкретное место и не переносить - цитрусы не любят резких изменений.

      Удалить
  14. Здравствуйте, помогите пожалуйста. У меня есть лимон Мейера и Лимонелла. Они уже цветут не первый раз, но почему то постоянно отцветают и сбрасывают завязь. Что это значит и как это исправить. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  15. В прошлом году в лимонарии купила укоренённый саженец лимона Мейера. Весь год он у меня отлично рос и очень хорошо обветвился, а весной на нём было очень много цветков. Но потом все цветы опали, а следом опали и все листья. Я очень расстроилась, думая что он пропадает, и пересадила его. Тут же на нём появились новые веточки и некоторые из них завяли и засохли. На оставшихся ветках листья с неявной прожелтью, как бы прорисовывается зелёный скелет. И ещё характерно, что земля в горшке не сохнет, не смотря на то что я её уже давно не поливаю. Горшок стоит на застеклённом балконе на западной стороне. Землю и удобрения я применяла специальные для цитрусовых. Кто мне может ответить что я делала неправильно и как спасти мой лимон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) Если земля не просыхает - значит не работают корни.
      2) Больные растения аподкармливать нельзя
      3) Нужно смотреть корни и реанимировать. На блоге есть статьи с примерами реанимации.

      Удалить
  16. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно формировать крону Мейеру (чтобы лишнее не отрезать), он у меня только месяц-первый опыт. Крону хочу шарообразную. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи!
      Думаю, без хорошего освещения такую крону не сделать, и обрезка не поможет.
      П.С. научитесь сначала ухаживать за цитрусами, а потом уже можно будет подходить к вопросу формирования.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ) К стати по уходу: когда купила, он явно был залит, вытащила из горшка, так корни снизу были оголены и загнили + были какие-то жучки. Я его пересадила, гнилые корни обрезала, сделала теплицу на несколько дней, а потом постепенно вынесла на улицу. Сначала все было хорошо-не потерял ни одного листочка, а недавно побрызгала Эпином (многие пишут, что помогает акклиматезироваться), развела меньшее количество, чем указано на упаковке и уже 3-й день листопад, слегка желтеют. Как думаете из-за Эпина?

      Удалить
    3. Не могу сказать, не применял его, но думаю, что не из-за него.

      Удалить
  17. Добрый день! Сегодня муж подарил такое чудо! Растение в транспортеровочном горшке, а крона переплетена в пластмосовую решётку, подскажите когда можно пересаживать и что делать с этой решеткой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Почитайте статью "Акклиматизация и реанимация". Ветки со шпалеры можете аккуратно распутать - она более не нужна.

      Удалить
  18. подскажите почему не цветёт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напишите в ВКонтакте с подробностями содержания и прикрепите фото.

      Удалить
  19. У меня много растишек лимонов : есть преобретенные в магазине ,преобретенные в Москве на рынке садовод, выращенные из косточек разных плодов лимона сорта не знаю но растишки есть как с шипами так и без. Есть сорта Меер,Мейера, Павловский,Пандероза,лимон Московский. Все растут в доме и никто никогда не сбрасывает листву . Содержание обычное , полив и периодический подкорм ещё любят опрыскивание.

    ОтветитьУдалить
  20. Ирина Бажанская28 ноября 2015 г. в 23:51

    Добрый день! У меня привитый лимон Мейера . Ему лет 6 .После плодоношения начал сбрасывать листья . Начала подсвечивать. Стало получше - листопад прекратился. Но листья какие-то опущенные , как при высушивании , но грунт не сухой.Рыхлю верхний слой почвы .Поливаю умеренно. Опрыскивала слабым раствором марганцовки.Растение года 3 не переваливала -вычитала , что ему нравится теснота . Впереди ещё целая зима и хотела бы посоветоваться как правильно в таком случае перезимовать. Может сделать перевалку ? Или подождать до весны? С уважением Ирина Бажанская
    P.S.Напиcала и в ВКонтакте и прикрепила фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Если земляной ком полностью оплетен корнями, то нужно сделать перевалку.
      Если у Вас будет много больших дренажных отверстий и относительно "легкий" грунт, что пропускает лекго воду и воздух, то желательно поливать обильнее.

      Удалить
    2. Ирина Бажанская29 ноября 2015 г. в 16:14

      Большое спасибо за совет ! Подготовлю грунт и новый горшок и буду осматривать земляной ком. Что-то мне подсказывает , что там не всё в порядке. Последнее время при относительно не пересушенном верхнем слое грунта лимончик хотел пить и сигнализировал положением листьев- они словно прижимались к ветке. После полива всё приходило в норму.
      P.S. Очень рада , что нашла ваш сайт ! здесь очень много полезной информации и советов.
      Начала подумывать о ещё одном цитрусовом питомце . Буду читать описания и подбирать под свои условия зимовки.

      Удалить
  21. Здравствуйте Александр!Я новичок насчёт цитрусовых,но уже приобрёл в свою квартиру такие цитрусовые как:кумкват Маргарита,инжир,карликовый банан,лимон мейера.Лимон мейера приобретал в интернет магазине edenlend.В этом магазине оочень добрый,отзывчивый менеджер.Выношу особую благодарность ей за то что она поняла меня как инвалида,всё объясняет и рассказывает мне про мой лимончик.Я очень благодарен таким людям как вы и мой менеджер.Спасибо огромное вам за то что вы всё рассказываете и объясняете нам про наши же первые цитрусовые. С большой благодарностью к вам Дмитрий.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Купили мейерчика. Пока всё хорошо с ним. У него один зеленый плод висит. А что с ним делать дальше. Читаю про всякие подрезки и прочее и не могу понять что мне с моим нужно делать. Это мой первый опыт с цитрусовым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Читайте побольше профильной литературы и форумов, особенно про особенности содержания в зимний период. На этом блоге в закладке "Полезные статьи" так же сможете найти много интересного.

      Удалить
  23. Моему лимону более трех лет, покупала как черенок Мейера. Ни разу не цвет, зато крона листьев очень обильная. Все условия содержания соблюдаю. Все пишут что цветет постоянно, а мой только наращивает листву да ветви... что ему надо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня!
      Лимон Мейера, обычно, очень часто и обильно цветет с раннего возраста. Вы уверены, что у Вас культурный цитрус?

      Удалить
  24. Добрый день Александр можно ли попросить черенок от вашего лимончика?

    ОтветитьУдалить
  25. Купил саженцы трех сортов лимона: Мейера, Новогрузинский и Мистер Стюарт на вид между ними нет никакой разницы, хотелось бы узнать, обманули меня или нет. Пока лимоны дошли до меня, листья подсохли и скрутились и на всех трех сортах торча колючки размером 2-3 см. могут ли они прижиться. Саженцы купил в агро-маркет-24 (интернет магаэин). Заранее благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
  26. В этом гнилом магазине и я купил 2 черенка. Подсунули дички.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.