Лимон Скерневицкий ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
суббота, 9 февраля 2013 г.

Лимон Скерневицкий

Для меня лимон Скерневицкий всегда будет на первом месте в моей коллекции. Но не потому, что это редкостный ценный экземпляр, не потому, что имеет особенный вид или вкусовые качества плодов, а лишь потому, что он для меня является началом - началом коллекции, началом увлечения цитрусовыми, началом успехов и неудач комнатного цитрусоводства.


Информация о сорте

Скерневицкий лимон - это почечная вариация Пандерозы. В 1967 году Скерневицкий институт садоводства и цветоводства (Польша) получил черенки из Канады и размножил их - отсюда и название. Основным отличием этого клона от оригинала является лишь форма, размер плода и меньшее количество семян, а часто и вообще их отсутствие. Вес плодов всего 200-300 грамм, в отличии от Пандерозы (400 грамм и больше) и Киевкого крупноплодного (иногда больше 1000 грамм). В остальном же по силе роста, соцветиям, формой листов они между собой практически не отличаются. Дерево карликовое и отлично подходит для содержания в домашних условиях.

Мой Скерневицкий

Мало того, что этот лимон был моим первым цитрусовым, так еще и получен был в качестве подарка летом 2007 года на тот момент от будущей жены. Жалко, что у меня тогда не было фотоаппарата и качественных фотографий нет, но с помощью фотографий из телефона, что остались, я попробую восстановить в своей памяти хронологию.

Деревце было хоть и небольшое, где-то 25 см в высоту, но выглядело очень шикарно благодаря большим темным листьям. Продавец сказал, что через месяц оно уже должно цвести, во что я слабо поверил, так как были тонкие ветки лишь первого порядка и рос он в малюсеньком горшке.

К декабрю лимон выдал прирост, но листья были более мелкие и тусклые. И вот самая первая цитрусовая радость - первый бутон:

Первый бутон Скерневицкого

В феврале-марте 2008 я уже наблюдал во всю "синдром Пандерозы":



Цветет Скерневицкий гроздьями и цветы у него очень крупные:


Интерес взял верх над неопытным цитрусоводом и я оставил 1 завязь, которая к июлю уже выглядела вот так:


Но потом начались проблемы. В августе мы уезжали на море и пришлось попросить брата поухаживать за растением в этот период. В следствии переезда, смены обстановки и ухода лимон получил стресс. Несмотря на то, что брат очень старался, постоянно опрыскивал - дерево начало увядать. По приезду я увидел, что плод совсем не вырос, сморщился, хотя до  этого стремительно набирал вес и Скерневицкий начал терять листья. Плод я конечно снял. С горем пополам лимон пережил зиму и весной 2009 начал приходить в себя.

Но летом 2009 опять случилось горе - на листьях стали появляться странные коричневые пятна, которые расширялись и лист полностью засыхал прямо на дереве.

Солнечный ожог на листьях лимона

Я до сих пор точно не знаю, почему так произошло - возможно это ожоги в следствии опрыскивания в жару на солнце. Потеряв абсолютно все листья, у растения начали чернеть ветки. Надежды на спасения почти не было. Но я не стал его выбрасывать и терпеливо ждал и по неопытности не принимал никаких мер по реанимации.

Но, если я о нем пишу, то значит потом все-таки проснулось несколько почек и "пациент" остался жив. Большое стремление к жизни этого лимона заставило меня читать книги/форумы и с тех пор, имея уже некоторый опыт, проблем у меня с этим любимцем не было.

Первый урожай лимона Скерневицкого я попробовал 8 марта 2012. Растение без проблем выносило плод с весом 213 грамм:

Плод лимон Скерневицкий

Сорвал я его, когда он только начал желтеть. Читал где-то информацию, что в такой период в плодах наибольшее количество витаминов. Да и повод был самый подходящий - Международный женский день. Лично мне было очень приятно видеть результат моего труда на столе:

Домашний лимон


По вкусу он был как обычный лимон, но вот аромат... это неописуемо!

Лимон Скерневицкий сегодня

С тех пора, как я получил свой первый урожай, мой лимончик не сбросил ни единого листа. Перезимовав на застекленной лоджии он и не думает расти, а опять взялся за свое. Как вам эта гроздь:

Гроздья Скерневицкого

А ведь эти все цветы будут раскрываться и наполнять квартиру тонким ароматом.

За 5,5 лет это растение выглядит очень маленьким как для такого возраста. Из-за постоянных болезней при неправильном уходе и цветения в ущерб вегетации сейчас мой Скерневицкий лимон выглядит вот так:

Скерневицкий лимон

Ошибки ухода

Практически все мои ошибки выращивания цитрусовых дома были в судьбе этого растения. Плохой грунт, опрыскивание на жаре, неправильное использование удобрений, неправильный уход во время акклиматизации - это не весь список, чего пришлось лимону пережить. Но благодаря этому я получил большой опыт и теперь делюсь им с вами.

Хочу акцентировать внимание на последней из перечисленных ошибок. Очень часто такие растение растут практически в идеальных условиях в питомниках. Хорошая освещенность, высокая влажность, правильный полив - и за пару месяцев черенок наращивает достаточную зеленую массу и идет на экспорт. Так же встречал  информацию, что такие растения часто "напичканы" гормонами и консервантами, что бы они подольше сохраняли презентабельный вид. Я уже упоминал, что очень удивился, глядя на размер горшка. И я смею подозревать, что и мой лимон был "напичкан" - ведь с чего ему было брать питательные вещества? И вот, когда подобные растения попадают в наши дома, они еще держатся некоторое время отлично, а потом сильно начинают увядать: действие консервантов заканчивается, условия слишком меняются не в лучшую сторону. Это касается не всех цитрусовых, что есть в магазинах, но такие ситуации не редкость. Это не значит, что покупать растения не стоит, просто нужно знать, как правильно произвести акклиматизацию. Впрочем, этот вопрос должен быть рассмотрен в одной из будущих тем на этом блоге.

В общем, не спешите выбрасывать "проблемные" растения. Попытайтесь их хорошо изучить и они обязательно вас отблагодарят прекрасным урожаем!

Читайте так же:
Урожай Скерневицкого лимона 2013

1 комментарий:

  1. Владимир Остапюк19 апреля 2013 г. в 11:27

    Я Вас вполне понимаю.сам эти этапы прохожу.У вас лоджия,у меня балкон.Перепады температур страшные.Все время нужно быть на чеку.Все открываешь,а чуть дождь,надо мчаться домой и закрывать,потому,что ветер побъет остекление.Скерневицкого у меня не было.Киевский сейчас в качестве подвоя.Мандарин привит на нем.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.