Вредители: щитовка ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
среда, 27 февраля 2013 г.

Вредители: щитовка

До сегодняшнего дня щитовку я видел лишь на фотографиях. На многих ресурсах ранее читал информацию, что она является очень серьезным врагом наших растений, и не только цитрусовых. Теоретические знания помогли мне обнаружить "кровопийцу" на одном из маленьких лимонов - Лунарио.

Информация о вредителе

Щитовка получила название от своего вида: мелкое насекомое образует вокруг себя восковой щит, который надежно ее охраняет от влияния окружающей среды. Это мелкие сосущие у растения сок насекомые, которые двигаются только в начальной стадии развития и в этот период их называют "бродяжками". После того как они присасываются к растению они навсегда перестают двигаться. Первым признаком присутствия щитовки на ваших растениях - это липкие прозрачные выделения сверху на листьях, как сироп. При чем эти выделения могут быть совсем не на том растении, которое атаковано вредителем. Растения пораженные щитовкой очень ослабевают, а при большом их количестве и совсем гибнут. В основном щитовки поселяются на ветках и вдоль жилок под листом.

Меры борьбы

Для начала хочу предостеречь, что я со щитовкой сталкиваюсь впервые, поэтому публикую информацию, которую нашел в книгах и интернете и за нее не ручаюсь. На личном опыте я буду испытывать разные из этих способов, пока не добьюсь успеха. 

Итак, на сегодняшний деньсуществует очень много инсектицидов: Актеллик, Актара, Фитоверм и другие. Одними можно опрыскивать, другими поливают растение. При поливе растение поглощает яд и его сок тоже становится ядовитым. Щитовка вместе с соком всасывает яд у погибает. Если дерево не плодоносит или перепробованы все другие методы безрезультатно, то такие препараты, наверное, последняя надежда для спасения дерева.

Я, наверное как и большинство, сначала пытаюсь обойтись без ядохимикатов, ведь рассчитываю с дерева получить вкусный и полезный урожай, а не отравленный. Но обычно все народные методы менее эффективны и требует много времени и терпения.

В интернете есть масса разных советов. Некоторые из них даже могут показаться нелепыми, но  если ничего не помогает, то хватаешься за "каждую соломинку". Встречал даже рекомендации опрыскивать молоком или же погрузить всю крону в воду на несколько часов, перевернув растение вверх ногами. Также были советы и попроще: протирание водкой или 70% спиртом, омывание чесночным, луковым или перцовым настоем, а также опрыскивание мыльно-масляной эмульсией с последующим смыванием чистой водой через 5-7 часов.

Мой случай

Как я уже писал, щитовку я получил вместе с маленьким красивым лимоном Лунарио. Что самое интересное, что после получения и осмотра я не увидел ни единого вредителя. Спустя некоторое время я стал замечать на больших листьях старых лимонов характерные липкие выделения. Уже тогда я заподозрил наличие щитовки, но тщательные осмотры этих растений не приводили к обнаружению вредителя. 

Лимон Лунарио стоял в самом углу подоконника. Пару недель назад он начал давать хороший прирост в две веточки. Недавно одна отпала, но я не придал этому особого внимания - ведь у цитрусовых такое часто бывает, что более слабые побеги сбрасываются. Но сегодня, придя с работы увидел, что и оставшийся побег немного поник. Я решил, что засушил его, забыв полить и взял деревце в руки для определения влажности почвы. И тут я ужаснулся -  сверху на стволе были уже довольно большие щитовки:

Щитовка на лимоне

Пробежав глазами вниз я увидел еще 3-4 крупных и много маленьких щитовок, а под листами вдоль жилок они вообще лежали сплошным рядом.

Прежде всего я подготовил для растения "изолятор" - точно такую же тепличку, как и для прививок, что бы зараза не распространялась и дерево набралось сил в хороших условиях. Дальше я взял маленькую мисочку, наполненную водой, и шприц с иголкой. Им оказалось очень удобно соскребать щитовок - и больших и мелких, без повреждения тканей растения. После соскребания каждый раз ополаскивал иголку в воде, избавляя ее от вредителя. Тщательно проверив каждый миллиметр лимона, я помыл растение мыльным раствором и оставил на карантин. 

Собираюсь периодически проверять растение и смотреть на результат. Раза два в неделю буду мыть мыльным раствором. Через месяц доложу вам о результатах и, если они будут негативными, начну испытывать другой метод.

Желаю вам не сталкиваться с этим злобным вредителем, а если это и случится, то не паниковать. Осведомлен - значит вооружен.

Добавлено 25.03.13
Прошел почти месяц. Как я и предполагал, на маленьком деревце в режиме изоляции будет достаточно легко избавиться от щитовки механическим путем. Большинство из них было удалено вручную, а некоторая часть засохла под мыльным раствором. К тому же в тепличке лимон вырастил хорошую веточку. Как итог хочу сказать, что вредителя все-таки можно победить, но это требует времени и терпения. Несмотря на то, что вредителей не обнаружено на протяжении последних двух недель, все равно буду уделять деревцу особое внимание на протяжении долгого периода.

1 комментарий:

  1. Подсказали хороший метод в Ботаническом саду борьбы со щитнем.Но если деревце лимона маленькое или еще в незапущеном состоянии-ватным тампоном протирать водкой.Пробовала.помогло.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.