Лимон Пандероза ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
четверг, 21 февраля 2013 г.

Лимон Пандероза

Пандероза достаточно распространенный сорт среди цитрусоводов-любителей и является родоначальником таких разновидностей как: Киевский крупноплодный, Скерневицкий, Юбилейный. Внешне они все похожи друг на друга как две капли воды и отличить их можно лишь вырастив плоды.

Информация о сорте

Плоды пандерозы значительно отличаются от других лимонов, поэтому по мнению некоторых ученых это не сорт, а разновидность лимона. Большинство считает, что это гибрид между памело и лимоном . Это карликовое дерево по своей природе, поэтому отлично подходит для выращивания в комнатных условиях. Ведь даже в оранжереях экземпляры старше 25 лет не превышают 1,5 метра в высоту.

Цветет очень часто и обильно  - это мешает нормальному развитию растения. Такое явление неофициально цитрусоводы называют "синдромом Пандерозы". Листья очень большие, темно-зеленые. Отлично размножается черенкованием, но из-за слабого прироста иногда очень долго ждать даже первого прироста. Плоды большие, массой от 400 грамм с толстой горькой кожурой и не сильно кислой мякотью; присутствует большое количество семян.

Что касается ухода, то тут нет каких-то особенностей и данный сорт у меня нормально рос на южном, западном и восточном подоконниках. Единственное что заметил, что очень требовательный к грунту: перекосы питания, нехватка нужных элементов, либо неправильная кислотность сразу проявляется на листьях. Саморегуляция плодоношения на плохом уровне и требует постоянных вмешательств.

Моя Пандероза

И этот лимон я получил в подарок от жены в 2008 году. Из-за неумелого ухода Скерневицкий был на грани смерти, и, что бы я не сильно расстроился, будущая супруга купила мне замену. Этот цитрус тоже покупался как Скерневицкий и я вплоть до прошлого года думал, что у меня 2 одинаковых сорта, пока не получил урожай.

Разрешил я ему плодоносить лишь в начале 2012, когда он имел достаточно хороших листьев:

Лимон Пандероза


Сорвал я плод в октябре 2012 на годовщину свадьбы. Хотя он был на вид еще полностью зеленый, держать на дереве его больше не хотелось, так как последний месяц вес он не набирал и в принципе его можно считать спелым, хотя мы привыкли, что лимоны должны быть желтыми.

С момента образования завязи прошло где-то 8-9 месяцев.Итак, первый урожай небольшого дерева достаточно крупный в сравнении с другими сортами - 432 грамма:

Плод лимона Пандерозы Плод лимона Пандерозы

И еще для наглядности плод в разрезе:

Плод лимона Пандерозы в разрезе Плод лимона Пандерозы в разрезе

Как видно, плоды клонов действительно сильно отличаются от исходного сорта.

Жалко, что не сохранились старые фото и нашел лишь одно с телефона, где оно впервые зацвело где-то через месяц после покупки:


Хотел похвастаться, какое оно у меня сейчас, но к сожалению, моя Пандероза была залита - иногда даже опытные цитрусоводы не могут этого избежать при большом количестве растений. Но ведь это блог не только об моих успехах, но и об ошибках, поэтому фото публикую, как есть:


Залив и массовое цветение, которое я не обрывал, а хотел сделать красивое фото для блога, привели к опаданию части листвы и краевому некрозу на других листах. Но ничего катастрофического не произошло. Землю я подсушил, все цветы оборвал, стал аккуратней с поливом и сейчас дозревают некоторые листья и начинают развиваться набухшие почки.


Я думаю, что после следующего прироста я оставлю 1 завязь, ведь еще осталось достаточно старых листьев, что бы дерево смогло выносить один плод. На этот раз я не буду спешить и дождусь, когда он окрасится полностью в желтый цвет, даже если для этого придется ждать  целый год.

Сорт очень интересный и его, либо одного из его клонов, советую добавить в коллекцию и немножко шокировать гостей созревшим плодом!

37 комментариев:

  1. Привет, а что Вы делали с листьями на которых проявились признаки залива, т.е. некроз?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Ничего не делал. Когда деревцу какой либо лист станет бесполезным, то оно само его сбросит.

      Удалить
  2. У меня тоже зреет плод я дождусь пока он станет желтым говорят когда полностью созревает слегка сластит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При более долгом созревании уровень сахара не повышается, а уменьшается лишь количество кислоты, из-за которой лимон и ценится.

      Удалить
    2. Спасибо я это учту но все раво буду ждать пока он созреет ведь тогда приятнее его срывать

      Удалить
  3. Здравствуйте! Моя Пандероза (1,5-годичный, черенок) вот уже 3 раз выкинул бутоны. На этот раз около 6 цветоносов... Опять обрывать?
    П.С. Тут есть фото: http://forum.bestflowers.ru/t/limon-komnatnyj.10932/page-115

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Да, слишком малый лимон для полу-килограммовых плодов.

      Удалить
  4. А я только покупаю такой лимон. На нём есть цветочные бутоны. Как мне правильно поступить? Можно дать зацвести, полюбоваться, а потом удалить? Или удалить сразу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если цветение не обильное - можете полюбоваться, иначе лучше оставить 1-2 цветка.

      Удалить
    2. Спасибо большое! А подскажите ещё, пожалуйста - для того чтобы в будущем была завязь и плоды, надо ли мне будет подрабатывать "пчёлкой" или он самоплодный?

      Удалить
    3. Большинство цитрусовых - самоопыляемые, Пандероза в том числе )

      Удалить
  5. Спасибо ОГРОМНОЕ ещё раз!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Простите, но я опять к Вам с расспросами. Пришёл мой лимончик( заказывала через интернет). Но, почему то, верхние листья на основном стебле почти жёлтые, а в низу есть светло салатового цвета с белыми пятнышками на них. Подскажите что это может быть с ним? Может будет сбрасывать листья?... Его высота около полуметра, возраст три года. На молоденьких веточках много цветочных бутонов. Рекомендовали до весны не пересаживать. Если можете, подскажите что мне делать - бить тревогу или дать ему возможность "прийти в себя" после пересылки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бить тревогу нельзя - цитрусы этого не любят :)
      Можете продублировать вопрос с прикрепленным фото в нашей группе ВКонтакте - будет больше шансов получить правильный ответ.
      Цветение отнимает много сил, может потому листья пожелтели. Плюс ко всему сейчас самый неприятный период для цитрусов в наших квартирах.

      Удалить
  7. Подскажите как мне правильно быть. Мне подарили лимончик. Ему три года, сейчас цветёт, НО!!! На нем щитовка. Как мне быть? Можно ли (а я думаю, что необходимо) её травить? Чем лучше произвести обработку? Как правильно это сделать? Помогите спасти!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Актара поможет на 100%, достаточно 1-2 обработок (полив под корень).

      Удалить
  8. А можно обрабатывать Актарой если лимон цветёт? Если будет завязь, то можно ли будет оставить? Или надо будет сорвать и ждать следующего цветения, чтобы оставить для роста плода?

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо Вам большое!!! Мне конечно очень досадно, что так вышло с моим лимончиком. Но благодаря Вам, возможно я попробую первый лимон собственного урожая уже в следующем году. Спасибо ещё раз!!

    ОтветитьУдалить
  10. Не думала, что Актара дефицит. Еле нашла этот препарат( возможно не сезон). А как правильно развести чтобы уничтожить щитовку и не навредить лимону - не знаю. Подскажите пожалуйста. Пакетик порошка весом 1,4 грамма. Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста. Ко мне попал лимон. Растение не очень высокое, примерно пол метра в высоту, а вот посажено в обрезанную двухлитровую пластиковую бутылку(высота которой около 10 см). Подскажите. Можно ли его сейчас пересадить или лучше подождать и пересадить ближе к марту? Подойдёт ли покупная земля для цитрусовых? И какого размера горшок лучше взять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучше подождите до февраля, когда световой день начнет увеличиваться. Про покупную землю не скажу,она бывает разного качества. Горшог берите по размеру корневой системы, - где-то на 2 см шире предыдущего.

      Удалить
  12. Спасибо БОЛЬШОЕ за совет!!!

    ОтветитьУдалить
  13. С моим лимоном что то не так. Начинает болеть. Края верхних листьев становятся коричневого цвета и как бы подсохшие. Влаги ему хватает. Поливаю, опрыскиваю, стоит в поддоне на керамзите с водой. Что случилось? Подскажите, пожалуйста, если можете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если такие же как на фото в статье, то значит залив. А вообще лучше сфотографируйте и продублируйте вопрос нашей группе ВКонтакте.

      Удалить
    2. Опубликуйте название группы в контакте

      Удалить
    3. Группа называется как и этот блог. Есть ссылка в закладке "Связь с автором" и на боковой панели в не мобильной версии сайта.

      Удалить
  14. Спасибо большое за ответ. Похоже на фото в статье. Скорее всего я перестаралась с поливом. Попробую подсушить и повнимательнее буду поливать. Надеюсь, что получится всё как надо. По поводу фото ВКонтакте, то для меня это "высшая математика". Буду ждать прихода детей и их помощи.

    ОтветитьУдалить
  15. Интересно было бы узнать, какое новое Растение вырастет из Семян Вашей Пандерозы. Будет ли оно похоже на своих Родителей или будет совсем другим?

    С наилучшими пожеланиями,
    (Dmitry I. Vyatkin)|,
    (Дмитрий И. Вяткин)|.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Дмитрий!
      Я думаю, что выросла бы та же пандероза.

      Удалить
  16. Здравствуйте, можно ли у Вас заказать росток?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Конкретну эту Пандерозу подарил и у меня ее нет. Другие цитрусы пока не планировал обрезать. Может, позже что-то будет.

      Удалить
  17. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что могло случиться с моей Панднрозой:первый год пыталась цвести, цветки удалили, потом она подзасохла-реанимировала, но после этого уже 2 года она не пытается цвести, только листья растут. Что делать?

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте. Не хочу вас расстраивать, но это не пандероза. Это сорт Павловских кровей - цитрон Шишкан. У пандерозы характерные красноватые молодые побеги. И плод выглядит по другому. А у шишкана как раз такие округлые листья и бугристый крупный плод, похожий на шишку. Отсюда и название. У меня дома есть такой же сорт. Я долго искала его в разных помологиях. После долгих поисков и консультаций с профессионалами, сошлись на том, что на пандерозу он похож меньше всего.. :))

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.