Грунт для цитрусовых ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
четверг, 27 декабря 2012 г.

Грунт для цитрусовых

Я долго думал, о чем стоит начать писать в моих первых статьях и решил рассказать про один из очень важных компонентов - грунт. Для цитрусовых правильно подобранный состав не менее важен, чем правильный полив, температурный режим и освещенность. Есть несколько общих критериев по составу: грунт для цитрусовых должен быть питательным, воздухо-, водопроницаемым. В интернете есть много рекомендаций по составу, соотношению компонентов и так далее, но на практике все либо покупают готовые почвосмеси в магазинах, особенно поначалу, либо берут любую почву с огорода на даче. Как по мне, оба эти варианта неудачны.
Профессионалы замеряют кислотность почвы, анализ воды для полива, мощность освещения. Я всего этого не делаю, а лишь учусь на своих ошибках и мои посты предназначены больше для новичков, хотя и интересно было бы почитать комментарии экспертов.

Магазинные почвосмеси, будь то универсальные или "для цитрусовых", состоят в основном из торфа. Я не могу сказать, что торф - это плохо, даже читал, что некоторые цитрусоводы выращивают растения в чистом торфе. Такие грунты хорошо пропускают влагу, легкие. В них неплохо развивается корневая система. Моя практика показала, что пересадив растение в такой грунт (использовал "Сад чудес - для цитрусовых"), оно начинало неплохо расти. Я не мог нарадоваться. Но спустя полгода-год растение начинало чахнуть. Я думал, что проблема в плохом уходе. Но теперь я пришел к другому выводу. Вся проблема в том, что производители добавляют удобрение в эти почвосмеси. И их хватает где-то на пол-года. Дальше такой грунт истощается. Ведь не зря на упаковках пишут, что нужно использовать и удобрение от этого же производителя. Про удобрения, я напишу чуток позже, а по теме добавлю, что выровнять баланс веществ становится сложно - в этом и проблема покупных грунтов. Возможно, есть и хорошие грунты, но мне встречать не доводилось.

Я пробовал разные составы почвосмесей и испытывал на многих растениях - кроме сортовых цитрусовых, о которых я писал в первом посте, у меня имеется много растений выращенных из косточек. Что самое интересное, разные виды по-разному реагируют на состав. Я пробовал сажать в чистый чернозем, который набрал на лугу с кротовины. "Тяжелые" грунты для цитрусовых в молодом возрасте очень нежелательны. Особенно нельзя пересаживать или делать перевалку растения в состоянии покоя. Чернозем сбивается и становится непреодолимым барьером для корней и они начинают расти по стенкам горшка. Так как всередине кома корней почти нет и влага не потребляется, то грунт начинает закисать, а значит основные макро- и микроэлементы становятся недоступными. Очень плохо отреагировали на перевалку в чистый чернозем грейпфруты и памело, даже чуть не пропали. Корневая не развивалась вообще. Лимоны и апельсины в черноземе росли нормально. Объяснить почему так пока не могу, видно для каждого вида подходит свой вариант состава грунта. Кстати, чем взрослее дерево, тем более "тяжелую" и питательную почву можно использовать.

Однажды я был в лесу, где вокруг было много дубов. Я наскреб листового перегноя - где то 1-2 см шар под листьями и перевалил в чистый перегной мандарин или клементин, хотя они более слабые в росте, чем другие цитрусовые. После этого мандарин обогнал всех других "дикарей" своего возраста и вымахал в 2 раза больше. Правда, зимой его рост остановился и сейчас лимоны потихоньку догоняют его. Остановка роста еще может быть связана с объемом земли, в которой он растет, но переваливать его в большую "тару" пока не собираюсь.
На данном этапе я решил поэкспериментировать и сделал такой состав: чернозем, лесная земля из-под дубов в пропорции 1:1. Мне кажется, что получилась даже очень неплохая смесь - питательная и воздухо-,водопроницаемая. Ниже приведу фото, где справа-налево: чернозем, лесная земля + лиственный перегной (специально разделил, чтоб видно было) и результат после смешивания.


Грунт для цитрусовых

Уже прошел год, как я перевалил несколько цитрусов в такую землю. Результаты отличные: даже без удобрений все хорошо развиваются.

Если нет возможности достать "легкую" землю, а имеется только тяжелая, но питательная, можно купить разрыхлители перлит, вермикулит, кокосовая стружка (не путать с кулинарной) и приготовить смесь "на глаз". У меня есть все 3 компонента, но я не люблю почему-то их использовать, мне они кажутся слишком искусственными. Но, как говорится: "На безрыбье и рак - рыба".

Последнее и что, наверное, самое важное - это описание моих ошибок. Самой главной ошибкой, как оказалось, это насыпание грунтов слоями при пересадке. Если хотите использовать почвосмесь, тщательно перемешайте ее сначала, а потом делайте пересадку/перевалку растения. И не подсыпайте грунт для цитрусовых сверху, что сильно отличается по составу. Проблема заключается вот в чем: как я и писал, разные грунты имеют разную водопроницаемость. Если в песчаной земле много воды не остается, то чернозем может накапливать воды много. И если у нас, например, вверху чернозем, а внизу песчаный грунт, то мы просто не будем знать, когда нужно поливать растение. Верхний шар будет влажным, а нижний высохнет полностью. И наоборот, если чернозем снизу, то мы будем чаще поливать растение, т.как верхний слой будет сухим и нам будет казаться, что необходим полив - в результате залив растений, что очень плохо на них сказывается.

Я конечно же, через год-два могу поменять свое мнение обо всем, о чем пишу сейчас, но на данном этапе я уже имею некоторый опыт и он для меня очень ценный, что позволяет уже не только худо-бедно выращивать цитрусовые на подоконнике, но и получать урожаи.

Добавлено 9.06.2016
Рано или поздно начинающий цитрусовод все равно становиться профессионалом. Так и я спустя 3 года немножко поменял мнение: кислотность грунта очень важна. Подробности советую почитать в соответствующей теме.

Так же поменял мнение на счет покупных грунтов - дорогие профессиональные грунты на основе торфа вполне хорошие и отлично послужат для тех, кто не имеет опыта/возможности делать свои почвосмеси. А вот среди дешевых субстратов приемлемого качества не обнаружилось.


Читайте также:
Субстрат Stender M520
Кокосовый грунт
Кислотность грунта

66 комментариев:

  1. Здравствуйте. А если использовать почвосмеси "для цитрусовых", а потом через полгода начать использовать спец.удобрения от производителя? Как это повлияет на растения? Для цитрусовых же должны производиться удобрения, безопасные для человека?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Не могу говорить за всех производителей, но лично я пробовал грунт "Сад Чудес для цитрусовых" и ихнее удобрение - хорошего результата не было. Сейчас я практически отказался от магазинных подкормок - очень редко подкармливаю дорогим (в сравнении с другими) Agrecol. Не могу сказать, что растения бурно на него реагируют, особого эффекта не замечал.
      Если считаете, что грунт "обеднел", а перевалку делать не хотите или нет возможности, то можно снять верхний шар грунта до корешков и досыпать свежей земли. Только смотрите, чтоб новая земля не сильно отличалась от той, что в горшке.

      Если у кого-то будет другой успешный опыт - пишите в комментариях, всем читателям будет полезна такая информация.

      Удалить
  2. Владимир Остапюк18 марта 2013 г. в 20:59

    Мне нравятся Ваши статьи.Они полезны не только начинающим.В опыте другого такого же увлеченного любителя,как сам,всегда есть что-то,до чего ты не догадался.И это помогает.Ивсем хорошо.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, очень приятно! Если есть желание поделиться своими секретами по выращиванию цитрусовых, можете присылать мне статьи - опубликую с указанием автора.

      Удалить
  3. Добрый день! Мне тоже нравятся Ваши статьи, для новичка очень полезно прочесть, спасибо. А что Вы думаете о грунте для комнатных растений Серамис? И стОит ли смешивать его с питательным грунтом в качестве разрыхлителя? Годится ли такой "грунт" или смесь с ним для цитрусовых? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Из покупных я использовал только "Сад Чудес для цитрусовых", а про Серамис не слышал никогда раньше и ничего вам не могу ответить по этому поводу. Посмотрел в интернете - много рекламы, а отзывов нету. Попробуйте посадить несколько сеянцев и поделитесь с нами результатом, если есть возможность.

      Удалить
    2. Добрый вечер! Обязательно попробую, когда найду этот "грунт", Вызывает сомнение, смогут ли именно цитрусовые расти без почвы, может быть, лучше его использовать только как разрыхлитель.

      Удалить
  4. Ох уж эти грунты, вечный спор и подбор " лучшего.
    Свой опыт можно озвучить? ну если нельзя удалите комент.
    По началу когда я только начинала заниматься цитрусами я так же искала "грунт". Трижды(!!!) решала посадить в "сад чудес. Для лимонов" и трижды грунт оказывался причиной почти гибели саженцев. Не знаю уж с чем это связано, но пересаженный из этого грунта в обычную универсальную теравиту лимон начинал активно набирать рост при том, что уход не менялся.
    В общем "сад чудес" крепкая 2 по 5-ти бальной шкале.
    Но и с теравитой то же не все хорошо. Она бывает зараженная грибком плесени. То ли мне так везет то ли это действительно так, но факт остается фактом.
    В общем, из-за отсутвия выбора остановилась года три назад на таком варианте: теравита универсальная (зеленая)+ вермикулит + перегной или биогумус. 3:1:1 Все это дело обработать фунгицидом или марганцовкой, дать время просохнуть и применять по назначению.
    И еще, для тех кто еще не проводил опыты но уже читал интернет «о пользе чайной заварки» в грунте: не надо! Польза сомнительна, а вот вред примечателен – органика очень неплохо развивает гниль, что приводит к гибели растения. Чуть-Чуть отвлечешься, чуть-чуть не уследишь и все- «привет Шишкину»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Делиться опытом не только не запрещено, но и очень даже приветствуется! Я не профи и могу ошибаться. Если комментарии не содержат флуда, спама или офтопа, то удалены не будут, даже если это будет критика моего поста. Спасибо Вам за дополнение поста своим опытом.

      Удалить
    2. Можно я тогда еще по поводу земли из-под дуба скажу – там дубильных веществ много не очень хорошо на корни действуют. Хвойную землю то же использовать надо очень осторожно – она кислая. Лучшая земля для цитрусов это из-под крапивы, берез. Для сравнения можете посадить дички в дубовую и березовую землю с добавлением разрыхлителя какого-нибудь. Результаты будут…оочень интересными!

      Удалить
    3. Юлия, а можно по подробней про землю из-под дуба, дубильные вещества и их негативное влияние на корни? Желательно ссылку на научную статью или книгу.
      Просто у меня один сеянец мандарина (может клементина), что был посажен в чистый листовой перегной из-под дуба, намного по росту (как корней так и кроны) обогнал лимоны, грепфруты и др. На практике не вижу никакого вреда - только польза.

      Удалить
    4. Я на своем сайте написал что землю из под дуба применять нельзя, только ради подстраховки. Во многих книгах так написано. На практике я тоже не вижу никакого вреда.

      Удалить
    5. Я цитрусовод со стажем. По поводу земли из-под дубов-начиталась, что нельзя, а взяла и попробовала , росли в лесу дубы,грабы,буки-Краснодарский край.Результаты отличные, апельсин даже начал маленько жировать, так ему хорошо было!У меня он уже дерево,кровавый королек Моро,и я рада, что все норм.Смешала эту дубовую с перегноем и песком, только песка и перегноя в 2 раза меньше.

      Удалить
  5. Подскажите как поступить? Увлекаюсь выращивание цитрусовых около 4 лет. Растения сначала активно росли и давали первые урожаи, но после начинали плохо расти и практически не давали плодов, хотя цвели. Удобрял их голубиным пометом и мастер-цитрус и др. Заметил, что на листьях появились признаки хлороза. Приобрел прибор для измерения кислотности почвы, кислотность почвы составила 8-7 Ph (щелочная). Поливаю отстоянной водой из под крана, а у нас она жесткая. В статьях прочитал, что для подкисления почвы необходимо добавлять в воду лимонную кислоту. При поливе в воду стал добавлять кислоту, но кислотность почвы все равно 8-7Ph. Правильно ли добавлять лимонную кислоту в воду для полива, добавлять кислоту при каждом поливе или нет? Я считаю, что причина плохо развития моих растений в щелочной почве? Если нет подскажите на что мне обратить внимание! Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      Во-первых, прибор может быть не совсем точным, Во-вторых, до 7 Ph еще нормально.
      Я не думаю, что проблемы в этом. Проблема может быть в удобрениях и дисбалансе микро-макроэлементов. Особенно осторожным нужно быть с пометом.
      П.С. влияние кислотности грунта на практике я не изучал, а потому, к сожалению, мало чем смогу помочь.

      Удалить
    2. Виктор Мельниченко7 февраля 2014 г. в 21:15

      При 8 Ph почва становится почти мертвой. При такой кислотности растение перестает усваивать макро и микроэлементы с почвы, даже при их избытке. Для понижения Hh Дадыкин, как один из способов, советует подкислять воду в количестве немного меньше половины чайной ложки лимонной кислоты на ведро воды. Я такое количество бросаю на 30 литров воды (с горячего крана) уже года полтора. Но у меня основной полив это дождевая вода. Промывка грунта обязательна.

      Удалить
    3. Я подкисляю воду из скважины на ведро 1-2 мл серной кислоты из хозмага, у нас в Краснодарском кр. оч. щелочные и вода, и почва.Уксус и лимонная к-та слабые. Растения отлично себя чувствуют, у меня приличная коллекция и опыт.Ужасает то кол-во удобрений, которое просто вбухивают цитрусоводы в горшочек с ростком.Я даю в 4 раза ниже указанной нормы 2 раза за весь вегетационный период, на урожай не жалуюсь.Сначала закормят до гибели, а потом обожают корни промывать...

      Удалить
  6. Спасибо за ответ. Как устранить дисбаланс в питании растений? Как я понимаю, надо произвести промывку грунты. Если так, то в какой период года лучше провести промывку. Или есть другие способы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кроме промывки другие способы мне неизвестны. Думаю, ее стоить делать, когда тепло и светло, то есть подождать до весны, либо в феврале, если будет ясная погода.

      Удалить
  7. здравствуйте я выращиваю цитрусовые уже как 2 года на почвосмеси изготовленной мной самостоятельно:дерновая земля 2часи, одна часть песка и одна часть коровьего навоза перегнившего за 2 года. У меня растут лимоны , мандарины,мурайи,бигардия,грейпфрут и все они чувствуют себя прекрастно. Обильно цветут и завязывают плоды.Но прошлую зиму бигардия стала сбрасывать листья и к весне облысела я решил провести вскрытие горшка.Горшок в 8литров я обнаружил мощную корневую систему и очень очень много дождевых червей гдето 1,5 кг. Я замочил корневую в эпине на ночь и посдил в почвосмесь .Все это дело происходило в феврале сейчас май но бигардия по прежнему спит почки слегка набухли ина этом все я думаю что причина в чарвях потому что я соблюдаю все режимы иподкормки провьжу вовремя соблюдаю период покоя зимой 16 г

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один дождевой червь сгубил в свое время у меня финиковую пальму 8-летнюю.С тех пор всю землю (даже для рассады) пропариваю в духовке во избежание. О любой покупной земле: вся она из-за длительного хранения имеет споры плесени.Они незаметные,но запах иногда выдает.PS.Лучшая земля ИМХО - верхний слой из-под лип.

      Удалить
    2. Согласен на все 100. Лучше дерновой земли из-под липы нет!

      Удалить
    3. Что-то червей много...хотя с трудом вериться, что они виновны в произошедшем.
      Я как раз свои цитрусы сажаю в смесь 1:1 огородной земли из под крапивы (она суглинистая, тяжелая) и листовой земли из под дуба. Поскольку крупного песка у меня нет), я как раз и использую дождевых червей. на горшок пару штук хватает. Они рыхлят землю и она лучше впитывает воду. А питаются они полу перегнившими остатками растительности. Но не живыми корнями. А поскольку в земле из под дуба много не перегнивших листиков - еды им хватает с запасом.

      Удалить
  8. Подскажите, пожалуйста. В продаже видел компост из пищевых отходов, можно ли его использовать как один из компонентов грунта для цитрусовых. Если да, то в какой пропорции его добавлять к почвенной смеси?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Затрудняюсь ответить, так как сам дело с подобным не имел, а так как блог основан на личном опыте, то совет дать не смогу. Попробуйте задать вопрос в наше группе в соц. сети, может другие участники подскажут.

      Удалить
  9. Доброго времени.
    А никто не пробовал листовую землю из травы? У меня просто часто косится газон, и остается много травы. Я ее рассыпаю толстым слоем в одно место, за зиму она перегнивает и превращается в землю, ну или что-то похожее на землю :) Рассада огурцов, помидоров и перцов в этой почве растет хорошо. Вот, думаю засеять в такой грунт семена апельсинов и лимонов, посмотреть, как они отреагируют, как будут расти. Может быть, кто-то имеет опыт выращивания цитрусов на подобной земле?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. травы бывают разные,и растут на разных почвах.погуглите на как почвах растет ваша трава,если ph чуть меньше 7 попробуйте

      Удалить
  10. З власного досвіду скажу, грунт який пропонується автором сподобався моїм цитрусятам і не тільки їм. На мою думку - це досить гарна заміна торфу. Я теж не експерт, але за півтора роки провіряючи на сіянцях і культурних цитрусових мав хороший результат. Я теж шукав універсальний рецеп грунтосуміші, спочатку пробував куповані грунти… Такі як Сад чудес і різні суміші низинних і верхніх торфів, пізніше експериментував з городньою землею. Описувати і обговорювати можна довгоЯ, як саме впливає грунт на кореневу… Моя думка така – що ці суміші, як бомба сповільненої дії, і невідомо коли рване. А оскільки я вирощую цитрусові на підвіконнику то рвонуло зимою, коли повітря сухе починається парад пригод: засушки, заливи, листопад, хвороби і т.д… Щодо листового перегною з лісу, так це досить гарна грунтосуміш але дам кілька порад:
    1. Даний грунт потрібно обробляти, обезаражувати а саме прокалювати, або ошпарювати кип’ятком, ну або хім-обробка. Спочатку ніби шкідників і іншої живності невидно, а от коли зимою температура у кімнаті піднімається, ці тварі просинаються і вилазять з грунту, і їх досить багато повірте мені))
    2. Краще листовий перегній збирати зимою, або в осені коли є мороз, тоді цієї живності набагато менше.
    3. У такому грунті листя продовжує розкладатися і корені цитрусових почувають себе добре, він досить добре пропускає повітря і воду, а це основні показники для цитрусових.
    4. На 1л. грунту добавляйте столову ложку попелу – це дозволить виріняти Ph до нейтрального і заодно служить підкормкою із мікроелементами.
    5. Пам’ятайте універсального рецепту грунто-суміші немає, у кожного він свій і цитрусові будуть рости і в магазинних і в саморобних субстратах, тільки користуйтеся золотим правилом «Краще недолити чим перелити», а також зробіть режив поливу (наприклад у мене він складає раз в тиждень) зимою і літом збільшую або зменшую частоту поливу, дивлюся по стану рослин і грунту…
    Також у даний грунт, була посаджана верхушка ананаса, уже пророщеними коренями, при поливі вся вода швидко проходила через землю. Чесно я думав що вона взагалі рости не буде, але як на диво вона росла краще і активніше за інші. За пів року листя вимахали на 50 см. це без підкормок, горшок О.9л. стояв на підвіконнику.
    Бажаю усім успіху!

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  12. Хочу заметить, что использование почвы из под дубов, ольхи и т.п. является нежелательным, т.к. в листовом перегное из под этих деревьев присутствует большое количество дубильных веществ, которые нежелательны для роста корней. Лучше брать из под березы, липы, клена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня прекрасно растут уже 3 года в таком грунте Апельсин Овальный калабрийский и грейпфрут Стар Руби.

      Удалить
  13. Подскажите. Набрал земли под липой поставил на газ погреть ее а она завоняла. Я лимон в нее пересадил, земля такая не вредная?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не прогреваю землю и не сталкивался с подобным, поэтому не помогу с этим...

      Удалить
    2. В прогревании земли то есть термической её обработке тоже есть свой минус убивается вся микрофлора а именно полезные бактерии которые в дальнейшем служили бы источником разложения органики на минералы и тем самым кормили бы ваши растения!

      Удалить
  14. "Но спустя полгода-год растение начинало чахнуть. Я думал, что проблема в плохом уходе. Но теперь я пришел к другому выводу. Вся проблема в том, что производители добавляют удобрение в эти почвосмеси."
    Ну что за логика? Конечно грунт истощается. Есть у растений такое свойство - поглащать из почвы (а в почве изначально содержится "натуральное удобрение") питательные элементы. Именно поэтому их регулярно подкармливают или меняют почву. Будь то покупная смесь или грядка под окном. И поэтому вносят на огороды/в цветочные горшки удобрения. Поэтому отдают предпочтение перегною. Поэтому меняют у некоторых растений верхний слой почвы, если не пересаживают полностью. А не потому, что "всемирный заговор почвопроизводителей".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь был посыл в другом: многие (но не все) покупные грунты истощаются чересчур быстро и для них сложно подобрать нужные удобрения, что бы не сделать дисбаланс.

      Удалить
  15. касательно дополнения от 9.06.16: о каком "дорогом профессиональном грунте" речь?

    ОтветитьУдалить
  16. Ребята-садоводы, подкислять почву, как ни странно, лучше не лимонной и не уксусной кислотой, а электролитом (продаётся в автомагазинах). Растения реагируют положительно. Удобрять фекалиями или навозом не советую, мне кажется, это не здорово для плодовых растений, и с эстетической точки зрения сомнительно. Перегной вполне может заменить какахи. Тем более, что коровы не пасутся на мандариновых рощах))

    ОтветитьУдалить
  17. Подскажите, пожалуйста. У меня грейп (около 11 лет) стоит в земле, которая предназначалась для кактусов + вермикулит, по составу очень легкая. Я грейп поливаю водой из аквариума и очень редко удобряю. Но вот пришла пора пересаживать его из тесного горшка в чуть больший, т.к. корни уже стали вылезать из горшка. Для меня стало проблемой номер один во какую почву его переваливать. Можно ли немного стряхнуть старый грунт и перевалить грейп в землю по вашему рецепту или это может привести к несовместимости грунтов, как вы описывали выше? В смысле, разные составы будут по-разному аккумулировать воду. Или все же это возможно сделать? Буду очень благодарна за помощь. Кстати, мой грейп, выращенный из косточки, еще ни разу не цвел, т.к. он дичка, но я читала, что лет через 10-15 он может самостоятельно зацвести без прививки. Так ли это или без прививки это невозможно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Я бы все же постарался не смешивать разные грунты. Если он у Вас хорошо растет в земле для кактусов, то может такую же есть возможность использовать для нового горшка?
      А вообще дикари менее привередливы и не думаю что он плохо отреагирует даже на смешивание разных по влагоемкости грунтов.
      По поводу цветения - тут никто никаких гарантий не даст. Может и завтра зацвести, а может и еще 15 лет не выдать ни единого бутона.

      Удалить
    2. Большое спасибо за быстрый ответ.

      Удалить
  18. Тамара Жиленко13 июня 2017 г. в 14:17

    Добрый день! Вот ищу какую смесь подобрать для цитрусов так как мои застения поголовно хлорозят, живу в селе нечем измерить кислотность, Ваши статьи очень интересны спасибо большое. Близко лес небольшой буду искать пути к цитрусам

    ОтветитьУдалить
  19. Кофе и лимоны (скерневицкий, павловский, 2 дички) очень хорошо росли в грунте "Сад чудес лимон" (чистом), досыпала каждую весну при пересадке в больший горшок. Сейчас грунт пропал. Пробовала досыпать грунт для цитрусовых других марок (скорая помощь - плесень, питер пит - сразу опускает листья) - ничего путного не выходит. На Ваш взгляд, как отучить этих вредин от уже снятого с продажи грунта?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего, что Вы столкнулись с проблемой, о которой я упоминал: смешивание грунтов с разной влагоемкостью. Для решения возможно понадобиться полная пересадка в новый грунт.

      Удалить
    2. Александр, спасибо, буду пробовать!

      Удалить
  20. К вопросу повышения кислотности, дабы не возникал хлороз (сам с лимоном маюсь этой проблемой) - не имеет ли смысл изначально добавление в дерново-листовую почвосмесь и некоторого (но,вопрос - какого?) процента и хвойной земли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не готов ответить точно - нужно экспериментировать.

      Удалить
  21. Какой грунт должен быть?рыхлый или плотный?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для молодых - рыхлый. Для более взрослых растений можно более плотный.

      Удалить
  22. Ребята, чем обработать землю от вредителей. Может можно полить марганцовкой?

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте, а я вот тоже занялась этими растениями но только у меня черноземы смешаны с песком правда чернозема больше. Посадила я мандаринку и апельсин с лимоном, так слава богу апельсинки и лимончики ростут а вот мандаринка погибла так жаль хотя по началу очень хорошо росла грунт у всех одинаковый, скажите пожалуйста есть ли какие-то болезни и как от них защитить растения)?

    ОтветитьУдалить
  24. Добрый день Александр. Подскажите какой лучше выбрать грунт для цитрусовых фирмы Compo Sana , универсальный или для цитрусовых с добавлением удобрений ?
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  25. А как мне ещё отправить комментарий,чтобы мне ответили? Мне очень нужен ответ по цитруса!

    ОтветитьУдалить
  26. Здравствуйте! Какие-то проблемы с отправкой комментария произошли. Мне из Турции привезли привитые сажанци лимона и мандарина уже с плодами. Распаковка,я увидела,что земля,в которой они росли,светло-коричневого цвета,типа нашей глины. Подскажите,не будет ли стрессом для моих "турецких гостей" наш украинский чернозем,смешанный с покупным универсальным грунтом? На протяжении месяца(столько они у меня находятся) я никаких изменений пока не заметила. Буду очень благодарна за ответ.

    ОтветитьУдалить
  27. P.S. А ещё маленький гранат и уже с плодами размером с перепелиное яйцо. Какого размера горшки должны быть? И нужен ли дренаж на дно? Спасибо!
    Только почему вы не ответили до сих пор комменту за 17 августа? Я переживаю за свой...

    ОтветитьУдалить
  28. Добрый день! посоветуйте химсредство от дождевых червей в грунте ???Не хотелось бы иза них полностью пересаживать!

    ОтветитьУдалить
  29. Привет, я решила заняться мандаринами. Вырастила с косточек, никаких добавок не добавляла. Обычная земля взяла в огороде (у кротов одолжила) и растёт потихоньку))

    ОтветитьУдалить
  30. Всем привет! Цитрусовые - мое хобби №1!, чуть больше 10 лет. Перепробовал много составов почв, я вообще люблю эксперименты, но оказалось, что кокосовый торф является самым лучшим составом для нас! Для нас дилетантов конечно). На всех форумах пишут что торф не подходит. ВРУТ! Во первых не надо ничего придумывать, привозить и перемешивать (так можно и болезней наловить всяких), во вторых торф очень хорошо держит влагу и пропускает воздух, а в третьих его можно использовать повторно. Сколько ошибок я совершил, сколько переливов сделал подряд и сколько удобрений передозировал не пересчитать! Как с гуся вода! Промыл под душем если что не так и все! Ни одного гнилого корешка все корни и кроны абсолютно здоровые! Ухаживаю как за дикими почти. Выращивайте в торфе! Однозначно!
    У меня несколько сортов лимонов, апельсин с уфимского лимонария (их сорт) и дикие мандарины, лимоны, гранат. Думаю за кислотностью начну следить, ато здоровые уже потерять будет жаль).

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте, я вырастила 4 клементинки, из косточек, им по 1,5 года, вижу, что пора пересаживать, в 0,5 литровых емкостях им уже тесно, подскажите, чем лучше заполнить горшок новый, какой смесью, и какого объема его покупать? растения около 20см

    ОтветитьУдалить
  32. Добрый день!

    Какой отличный пост!!! И сколько комментариев.. Всё прочла, но вопрос остался))) : купила маленькое дерево год назад (30см), в конце лета все листья сбросил, счс новые все выросли, планирую его пересадить, т к корни внизу уже виднеются.. Купила грунт "Биогрунт - экофлора для цитрусовых" Состав: высококачественная смесь торфов различной степени разложения, экстракт сапропеля, песок речной термически обработанный, ГЕРА ФлорГумат, комплексное минеральное удобрение, вермикулит, мука известняковая (доломитовая.
    Если я сюда добавлю кокосовую стружку и посажу, норм? Или все же дело будет плохо и надо всё самостоятельно отдельно собрать?
    Заранее Благодарю

    ОтветитьУдалить
  33. Если коротко...По составу грунта смотрите ролики Татьяны Кузьмук (не реклама)

    ОтветитьУдалить
  34. 50% кокосового грунта, 40% торфа, 5% перлита (крупного песка), 2,5% целита, 2,5% вулканической пензы...Ну и в идеале сверху добавить щепотку осмокота 9М..

    ОтветитьУдалить
  35. Кокосовый грунт как природный антисептик не даст загнить корням, торф как субстрат, перлит или песок как разрыхлитель, цеолит как ионообменник и разрыхлитель (берет в себя излишек удобрений), вулканическая пемза как источник минералов... Осмокот 9М удобрение длительного пролонгированного пользования. Оно дорогое, но того стоит...Можно сделать самостоятельно...ютюб вам в помощь (Иван Русских)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.