Уход за цитрусовыми зимой ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Уход за цитрусовыми зимой

Уход за цитрусовыми зимой и в осенний период - одна из наиболее важных тем в комнатном цитрусоводстве. Многие сталкиваются с проблемой, когда по весне купленное растение очень хорошо растет и "радует глаз", но начиная с октября останавливается в росте, а к декабрю уже начинает скидывать листья, хотя уход был по прежнему хорош.
Я тоже по началу сталкивался и страдал от этой проблемы. Мой первый лимон часто был на грани смерти, когда скидывал абсолютно все листья, сушил ветки, но таки доживал до весны и его удавалось спасать.
Уход за цитрусовыми зимой должен основываться на некоторых знаниях, а именно:
  • Световой день в осенне-зимний период сильно сокращается
  • Батареи отопления очень высушивают воздух
  • Поток горячего воздуха заставляет растение сильно испарять влагу
  • Корни не могут с такой же скоростью обеспечивать влагой листья, с которой она испаряется
  • Зачастую температура грунта в горшке намного ниже температуры воздуха из-за возможных сквозняков - корни в таком случае плохо работают
Исходя из этого, есть 2 варианта содержания и ухода цитрусовых зимой. Первый вариант самый лучший - это прохладная зимовка. Так как цитрусовые имеют волны роста, то есть активная вегетация происходит не постоянно, а "рывками", и самый сильный период роста наблюдается весной с увеличением светового дня, то очень желательно зимой перевести растение в период покоя. Лучше всего обеспечить постоянную температуру 5-10 градусов, при которой все процессы замедляются, а значит и необходимость в свете так же. То есть решаются все перечисленные проблемы. Читал, что некоторые цитрусоводы выносят растение в подвальные помещения, где содержат при низких температурах 1-2 градуса и практически без света. Все растения сохраняются хорошо. Огромным плюсом такого содержания является так же то, что уход за цитрусовыми зимой нужен намного меньше, особенно в плане полива.

У меня в этом году был первый опыт создания холодной зимовки. Я остеклил свою небольшую лоджию 2-камерным стеклопакетом и утеплил стены 3-сантиметровым пенопластом. В октябре-декабре температура была немного выше от рекомендованной - 8-14 градусов. Могу сказать, что опыт для меня очень даже успешный - ни одно растение не сбросило ни одного листа, хотя в предыдущие годы этот период был кошмарным. Хотя я писал, что при низких температурах можно не досвечивать растения, но я все-таки повесил на лоджии люминесцентную лампу (2*36Вт) и включал ее с 16:00 до 22:00.

Сейчас же, когда световой день пошел на увеличение и температура поднялась до 14-16 градусов, мои любимцы подумали, что пришла весна и массово начали пробуждать почки: кто собрался растить ветки, а кто цвести:


Лимон Скерневицкий

Каламондин

Но зачастую бывает, что не у каждого есть возможность устроить прохладную или холодную зимовку, как у меня в предыдущие годы. Что же делать в таком случае?
Прежде всего надо сделать досвечиваение, что бы искусственно увеличить световой день. Второе - это сделать экран от горячего воздуха; можно использовать любые теплоотражающие материалы. Ну и напоследок постараться поднять влажность воздуха. Опрыскивание - это хорошо, но имеет очень кратковременный эффект. Постарайтесь ставить возле растений много широких контейнеров с водой.

Несмотря на то, что с этим постом я немного запоздал и скоро наступит весна, я надеюсь, что мои советы хоть кому-то помогут в следующем году и уход за цитрусовыми зимой не станет очередной головной болью!

30 комментариев:

  1. можно у вас взять адрес электронной почты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сохнут ветки у лимона

      Удалить
    2. Причин может быть очень много. Прежде всего нужно проверить корни. Если нужен более развернутый ответ, выложите фото в альбом "Вопросы по цитрусовым" в группе одной из социальных сетей, что указаны в теме "Связь с автором" (главное меню).

      Удалить
  2. "У меня в этом году был первый опыт создания холодной зимовки."
    Прошу пардона за нескромный вопрос: а Вы в каком климате живете? Просто решила в этом году то же делать "зимний сад" на балконе и как-то вы не упомянули про обогрев... У меня в планах как минимум радиатор отопления и "теплый пол". Как с освещением решили? Натуральное? Без подсветки?
    Зима для моих домочадцев неприятный период, несмотря на подсветку, закрывание труб и парогениратор все равно листьями кидаются хотя не так активно как было " до" принятия этих мер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я живу в центральной Украине, климатическая зона 5b. Дополнительный обогрев и теплый пол не делал. В комнате, к которой прилегает лоджия достаточно тепло зимой, поэтому температуру на лоджии регулирую приоткрытой дверью. Подсветка есть - 2 обычные люмки лампы по 36 Вт, но они подвешены под потолком и большого влияния не имеют из-за большого расстояния.

      Удалить
  3. а что можете сказать по поводу зимовки в холодильнике, я совсем новичок, просто где-то слышал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если в холодильнике, подвале или в любом другом месте сможете обеспечить пять градусов выше нуля, то вполне можно и туда на зимовку.

      Удалить
  4. Должен соблюдатся баланс м\у: температура, свет, полив(влажность воздуха). Если один фактор понижается, то и остальные нужно уменьшать. В литературе пишут, что лимоны переносят холод до минус 7. Мы не эксперементировали, но знакомая из Подмосковья рассказывала, что в детстве родители высадили дикий лимон в полисадник из-за того, что стал мешаться в тесной двушке и он прекрасно перезимовал на улице.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про баланс Вы правильно написали. А вот про "-7" - тут много зависит от вида цитрусового и сорта. Некоторые перенесут такие температуры без проблем, а некоторые обмерзнут при кратковременном "-1".

      Удалить
  5. скажіть якщо лимон на зиму лишити в приміщенні де буде 10-15 градісів , а 2-3 рази в місяць буде опалюватися зашкодить йому це

    ОтветитьУдалить
  6. Очень не рекомендую использовать для досветки энергосберегающие лампы. От них растение очень быстро засыхает, как оказалось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Та ладно! А почему же вся моя коллекция на лоджии до сих пор не засохла?

      Удалить
  7. Здравствуйте Александр ,я покупала черенок лимона, он у меня уже 7 лет , но он до сих пор не цветет . В чем может быть проблема , подскажите пожалуйста ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня!
      Вы уверены что черенок был с плодоносящего дерева, а не с сеянца?

      Удалить
    2. мне сказали что да

      Удалить
    3. В таком случае могу только посоветовать почитать статью "ускорение плодоношения" на этом блоге.

      Удалить
  8. Здравствуйте, муж принес домой черенок лимона, я его сначала посадила, листья начали сохнуть, теперь поставила в воду, но не помогает. Что делать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      На блоге в разделе "Полезные статьи" есть информация как укоренять цитрусовые.

      Удалить
  9. Насчет влажности: А если поставить поддон горщка в другой поддон побольше и между ними налить воды, это не решит проблему влажности? Ведь вода будет испаряться вверх, прямо на ж листьями.

    ОтветитьУдалить
  10. Добрий день! Я абсолютний новачок, цього року я придбала лимон Київський крупноплідний і мені подарували малесенький Меєр. Так як вже почався опалювальний сезон винесла їх обох на засклену південно-західну лоджію. Але мені радять Київський лимон занести у кімнату тому що він адаптований до кімнатних умов. Не хочеться експериментувати - у Вас на лоджії Київський (або пандероза) зимував? Що порадите - все ж залишити на лоджії, чи занести? А Меєру де буде краще - на лоджії чи в кімнаті? Наперед щиро дякую за поради.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня!
      Якще температура не буде опускатися нижче нуля (або дуже рідко не нижче -2), то обом цитрусам краще буде перезимувати в прохолоді.
      У мене на лоджиї зимують і 2 гібрида Пандерози, і Мейер.

      Удалить
  11. Александр, добрый вечер!
    Вы - человек опытный и я верю что дадите мне ответы.
    У меня кумкват. Ему 5 лет. Два года назад пересалила в большой горшок. Ему понравилось. В этом году раз 5 плодоносит и цвет - я была счастлива.
    Пришла осень.. И моё счастье закончилось. Плоды сбросил, почернели веточки, листья посим все сбросил, появились многоножки в грунте.
    Я переместила с подоконнике на стул цветок. Поставила лампочку настольную, что бы свет был. Поставила увлажнитель ему. Обрезала ветки сухие. Сняла плоды. Сейчас перестаю его поливать. Улучшений нет. В комнате тепло. Холодную зимовку обеспечить не могу. Помогите, пожалуйста!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!

      Зря Вы его с подоконника забрали - настольная лампа (с лампочкой накаливания?) не сможет дать ему того света, что он получал на подоконнике даже в пасмурную погоду.
      Многоножки, на сколько я знаю, появляются от избытка влаги. В осеннее-зимнее время цитрус потребляет в разы меньше влаги, чем летом и залить его намного легче.
      Если листья сброшены - увлажнитель не особо поможет.
      Пересмотрите корневую систему - скорее всего будут гнилые корни. Удалите их, пересадите деревце в "легкий" грунт и поставьте на самое светлое место. Не заливайте и ни в коем случае не удобряйте.

      Надеюсь, деревце выживет!

      Удалить
  12. Пожалуйста подскажите минимальный период покоя цитрусовых в количестве дней? Интересуют не месяцы, а именно минимум, 30, 60, 90, дней?, для того что бы они заложили цветочные почки и немного отдохнули. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Цитрусовые сами регулируют этот период, чередуя с периодом вегетации. Холодная зимовка, если речь о ней, предпочтительна, если нет возможности создать отличные условия круглый год.

      Удалить
  13. Спасибо за статью.

    У меня коломондин и начали обильно опадать листья. Сейчас ноябрь. Он уже на половину голый, листья, плоды все начало обильно падать пол месяца назад.
    Планирую досвечивать фитолампой. Климат СПб.

    Посоветуете может чего-то ещё?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.