Укоренение черенков (видео) ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
понедельник, 25 февраля 2013 г.

Укоренение черенков (видео)

Укоренение - это очень простой и легкий способ размножения цитрусовых. В отличии от прививки нам не нужно искать подходящий подвой или ждать активной вегетации (для прививок "за кору") и не требует определенных навыков. Но есть и минусы у укоренения перед прививкой: для прививки иногда достаточно одной почки, в то время как для укоренения все-таки нужно иметь веточку с 3-7 почками, да и не все цитрусовые хорошо укореняются или хорошо растут на собственных корнях. То есть перед тем, как размножить цитрус, нужно узнать, какой способ лучше выбрать: лимоны, например, легко укореняются, а вот мандарины и гибриды стоит только прививать.


Общая информация

Для начала нужно определится, где черенок будет укореняться. Это может быть аквариум, самодельная тепличка или даже зип-пакет. Главное, что бы контейнер хорошо держал влагу и мог практически герметично закрываться.  Для расположения контейнера отлично подходят наши подоконники, если нет сквозняков - и зимой, и летом они всегда теплые.

О грунте для укоренения много пишут в интернете: одни укореняют в крупном речном песке, другие в перлите или вермикулите, третьи готовят смеси по особым рецептам, а четвертые в торфяных таблетках.

Лично мне доводилось укоренять и в перлите, и в магазином грунте и в таком, который я готовлю для выращивания цитрусовых, а также практически в черноземе. Грунт, конечно, очень важен, но я считаю, что важней правильно создать микроклимат, где будет подходящая температура и влажность. Ведь при правильной комбинации этих составляющих, когда черенок не загнивает, он может стоять зеленым без корней до года, а то и больше.

Чтобы укоренить черенок нужно выбрать вызревшую веточку с 3-7 листьями. Срез делается под нижней почкой на расстоянии где-то 2 мм. Если срез был сделан секатором, то его нужно подровнять острым лезвием - ведь секатор может помять ткани, что может привести к худшим результатам. Нижний лист обрывается, а при необходимости, если близко расположен, и следующий.

Нужно ли подрезать листья и для чего? Большие листья в жаркую солнечную погоду испаряют много влаги, что есть не очень хорошо, ведь наш черенок должен быть жизнеспособным аж до появления корней, а не засохнуть через 2 дня. Поэтому листья можно укоротить наполовину или на 2/3 в зависимости от размера. Полностью листья удалять нельзя, потому что это основной "контейнер с запасами" питательных элементов, который и будет подпитывать весь черенок до момента корнеобразования. Черенки без листьев тоже могут укоренится, но обычно намного хуже. Хотя, в хороших тепличках влажность достаточно высокая, поэтому черенки хорошо укореняются даже если листья не подрезать. Но большие листья могут занимать много места или не помещаться в маленькие теплички. Поэтому этот вопрос остается на ваше усмотрение.
Ниже я хочу показать 2 варианта укоренения цитрусовых, которые мне очень нравятся и которые я практикую:

Укоренение в зип-пакетах

Эти черенки остались с подвоя, когда я демонстрировал прививку в расщеп и призывал вас не выбрасывать такой материал:



Зип-пакеты, наверное, самые удобные контейнеры для укоренения, которые к тому же занимают немного места, требуют не много земли и в них практически сразу через стенки можно увидеть первые корешки:

Первые корешки

Укоренение в мини-тепличке

Для того что бы сделать самостоятельно мини-тепличку отлично подойдет 1,5-литровая бутылка из-под минеральной воды. Обычно сверху есть кантик с немного большим диаметром, по которому снизу делаем срез, что бы верхняя часть хорошо накрывала нижнюю часть бутылки:

Самодельная тепличка для укоренения

Можно сделать внизу дырки и насыпать дренаж, но в последнее время я обхожусь без этого - результат тот же (это рекомендую делать тем, кто сомневается, на сколько нужно увлажнить землю перед посадкой черенка). Далее насыпаем на дно грунт и хорошо его увлажняем. Он должен быть достаточно мокрым, но не таким, что бы "стояла вода".

Выбираем веточку, с которой возьмем черенок и обрабатываем его, как я описывал в начале темы:

Черенок для укоренения цитрусовых Черенок для укоренения цитрусовых

Вставляем наш черенок в землю, накрываем тепличку - и ставим в теплое место - у меня это подоконник:

Черенок лимона в тепличке


Остается только ждать от одного месяца и дольше появления корешков, которые будет видны через прозрачные стенки. Дольше всего у меня укоренялась веточка Пандерозы - около 6-7 месяцев. При первом появлении корешков растение все чаще нужно проветривать, чтобы оно постепенно отвыкало от тепличных условий. Делать это можно откручивая пробку на определенное время - в чем еще один бонус такой теплички. Когда корешки отрастут на 3-4 см, растения можно пересадить (а лучше, если получится, перевалить) уже в горшок. Но не стоит забывать,что корни еще слабые и до развития полноценной корневой системы черенок нужно держать под укрытием с благополучными условиями как в тепличке.

По статистке моих укоренений не прижился только один черенок лимона Мейер из троих - он пытался постоянно цвести и засох, так и не дав корней. Все дикари апельсинов и лимонов укоренялись "на ура". Случаев загнивания черенка у меня пока не было. Я не практикую применения препаратов для корнеобразования таких как корневин, гетероауксин и др., так как все черенки и без них у меня хорошо укоренялись. Но может быть это происходило потому, что сорта были подходящие для укоренения. Я не исключаю, что в будущем возможно и начну использовать какой-то препарат для улучшения укоренения и возможно действительно они сильно помогают в корнеобразовании, но на период написания статьи я не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть за неимением подобного опыта.

В общем, еще раз призываю после обрезки ваших цитрусовых не выбрасывать веточки, а укоренять - в последствии они могут вырасти хорошими деревьями или же стать хорошими  подвоями.

Читайте так же:
Укоренение в перлите и вермикулите
Укоренение большой ветки лаймквата

128 комментариев:

  1. А как часто необходимо проветривать бутылку тепличку до появления корешков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До появления корней я тепличку не проветриваю совсем. Проветривания стоит начать уже после укоренения для акклиматизации.

      Удалить
  2. Подскажите а стоит ли увлажнять грунт в тепличке??? Может глупый вопрос, но все же?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так я же в статье написал: "насыпаем на дно грунт и хорошо его увлажняем". Или Вы спрашиваете об увлажнении через некоторое время? В таком случае ответ "нет" - из теплички влага никуда не девается и грунт постоянно влажный.

      Удалить
  3. Здравствуйте Александр, а не могли бы вы более точно объяснить, а лучше показать какие именно веточки благоприятны для укоренения, в какой период времени года их лучше укоренять. Просто я два месяца назад нарезал черенков 10 штук , сделал все как написано и показано в видео, но у меня , "не выдержала душа и я просмотрел сегодня", из 10 черенков, вроде как два начали давать корешки, а 8 сгнили. Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Так на фото и видео в этой теме показаны, какие я беру черенки. Их нужно срезать с вызревших веток, то есть когда рост прекратился. Ваши неудачи возможно связаны с расположением теплички в темном холодном месте.

      Удалить
  4. Каломандин укореняется таким же образом или есть какие то особенности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я все цитрусы укореняю одинаково. Каламондин не пробовал укоренять, ибо он отлично прививается.

      Удалить
    2. А как же мандарин? Он ведь не поддаётся укоренению, либо нужны "танцы с бубнами"... Или Вы и мандарин смогли приручить?

      Удалить
    3. Я и не пробовал приручать - смысла нет.

      Удалить
  5. Здравствуйте, у меня такая печальная история. Пожалуйста, подскажите. Укоренял лимон, два черенка. оба укоренились, стал пересаживать, один вынул аккуратно, а второй по неосторожности потянул и оторвал корешок. Что делать, пустит ли он снова корешок или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      Пустить корешок снова сможет, но гарантий, конечно же, никаких нету. Хорошо хоть 1 укоренился, а дальше размножить уже не проблема.

      Удалить
  6. Здравствуйте. А что можете сказать по поводу укоренения магазинных веточек цитрусов?
    ну если они свежее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я видел веточки только у мандаринов, но они не укореняются. Их можно только привить.

      Удалить
    2. Я по незнанию, что мандарин не укореняется срезанные макушки с дикарей воткнула под банки, когда прочитала о том что он не укореняется в земле, решила освободить место, но к моему удивлению у них уже появились корни, макушки было две, выращенные из семян покупных мандаринов, один тонкокожий и больше похожий на Каламондин, а второй обычный. Спустя неделю проснулись макушки и пошли в рост.

      Удалить
  7. Здравствуйте. Скажите пожалуйста, я посадил черенок лимона , листья по незнамке не обрезал, чтобы они все поместились подошла только двух литровая банка, горлышко которой закрывает весь горшок, но поливать на время укоренения как я понял не надо ? (правильно я понял ?) А вот в чем основная проблема почву я взял подготовленную для рассады из огорода с перегноем, но вот беда теперь вместе с лимоном растет сорняк, который уже почти с лимон , его много, а чтобы его удалить надо поднять банку, что как я понял не хорошо , лимон торчит чуть меньше месяца, как мне быть оставить с сорняком или можно что то сделать ? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Проветривать не обязательно, но можно - так что можете смело снять накрытие (если получится не дернуть черенок) и удалить сорняки. Поливать не нужно, если банка накрывает весь грунт - влаге не будет куда испаряться.

      Удалить
  8. скажите а мандарины укоренять также ?

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день Александр, я нашел черенки в магазине в ящике с мандаринами, один черенок я привил на выращенный из косточки, и поставил под бутылку, две недели назад он пустил листочки. Скажите когда необходимо убрать тепличку.
    Остальные 6 черенков я посадил непосредственно в горшок под бутылку (2 из них погибли) но 4 стоят зеленые и новые почки начали набухать. Что делать с ними дальше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      При укоренении и прививке тепличку нельзя снимать резко - нужно постепенно увеличивать время проветривания, помогая постепенно акклиматизироваться. Если Вы посадили мандарины, то они вряд ли укореняться, а гибриды вполне возможно. При укоренении остается только ждать - иногда до года :)

      Удалить
  10. мох сфагнум підходить для вкорінення?

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что я делаю не правильно. Дело в том, что давно мечтаю вырастить лимонное деревце дома. Раздобыла черенок, прочитала, все, что только нашла в инете про укоренение лимонного черенка. Все сделала как бы правильно. Лимон в парничке простоял неделю и вдруг вчера сбросил почти все листочки. Теперь стоит бедный такой и несчастный с одним единственным листочком. Я в панике...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Черенки цитрусовых укореняются и без листьев, правда, шанс меньше. Ваша тепличка должна быть в светлом месте, но не под прямым солнцем. Надеюсь, все успешно укоренится!

      Удалить
    2. Спасибо. Мой черенок стоит на западном окне, но не под прямыми солнечными лучами. Я тоже очень надеюсь, что он выживет, тем более, что один листочек все же остался. Насторожило, что листочки опали буквально за один день. Может ему чего то не хватает? На что нужно обратить особое внимание? И еще вопрос, как долго происходит укоренение обычно. Про то, что цитрусовые - "тугодумы" я читала :)

      Удалить
    3. Легкоукореняемые сорта могут дать корни через 3 недели. Некоторые цитрусовые могут и год сидеть без корней в тепличке. Когда на привитом или укорененном черенке опадает листья (не усыхает), то это нормально и совсем не указывает на неудачу.

      Удалить
  12. Спасибо огромное за видео!!! Сделала всё как вы показали и уже два черенка с корешками подарила подружкам. Оказывается это так просто. Теперь надо учиться прививать цитрусы.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, а если лимон подаренный, привытый, будет плодоносить. Но совсем не обрезался ни разу, одна ветка около метра, из нее еще две!!! 1,5 метра точно есть. Растет постоянно, уже под потолок от окна подвешан. Насколько его обрезать, половину? Куда деть обрезаные ветки? Может их посадить както? Може фото поможет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большие ветки укоренять не стоит. Нужно разрезать на небольшие черенки по 5-6 листьев. Если хотите укоренить большую ветку, то нужно делать воздушную отводку.
      Если привой взять с плодоносящего цитруса, то он будет плодоносить и привитым, и укорененным.

      Удалить
    2. Можете задавать вопросы в наших группах в соцсетях с прикрепленным фото.

      Удалить
  14. Подскажите, пожалуйста, можно ли укоренить жировой побег с лимона? И будет ли он цвести и плодоносить?

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте . У меня есть годовалый саженец Павловского лимона . Боковых веточек нет , растет одиночным стеблем . В высоту примерно 50 см. Сейчас ноябрь месяц . Можно сейчас обрезать его и обрезанную часть укоренить ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Укоренять можно в любое время года, главное условия создайте.

      Удалить
  16. Здравствуйте!!! Подскажите, пожалуйста, у меня черенок пустил корни (видно снизу теплички 2 корешка уже в дренаже) а на самом черешке признаков никаких . Что сейчас делать пересаживать в горшок или подождать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если видно корни, то можно уже пересадить. Не понял о черешке...

      Удалить
  17. Можно ли укоренить таким способом веточку с 3-4 плодами? веточку срезали

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте, у меня такой вопрос. 2 недели назад посадила два черенка помело для укоренения. Сегодня обратила внимание, что на тепличке изнутри очень много конденсата (последние несколько дней были очень теплыми, солнечными, плюс в квартире до сих пор топят). Скажите, надо ли отвинтить крышку и проветрить тепличку или не обращать на это внимания? И если надо, то на сколько времени отвинтить крышку? До исчезновения влаги на стенках?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!

      Конденсат признак хорошей влажности внутри теплички. Это как раз тот микроклимат, который нужен для успешного укоренения. Крышку отвинчивайте для акклиматизации после того, как появятся корешки.

      Удалить
    2. Здравствуйте! Сегодня увидела наконец корешок у одного из черенков памело (через боковую стенку теплички). Поскольку, не подумав, сделала слишком высокий слой земли в своей тепличке, не могу с точностью утверждать, пустил ли корешки другой черенок (сажала два) и насколько корешки выросли. Сразу возникло несколько вопросов. Как я понимаю, можно уже отвинчивать крышку и проветривать. Не подскажете, сколько раз в течение дня это делать и на какое время? С учетом того, что длина корешков мне неизвестна, когда лучше пересаживать? Выждать еще немного? И еще вопрос. Как я поняла, сначала я должна пересадить в маленький горшочек и чем-то накрыть, периодически проветривая? Как долго держать пересаженное растение под колпаком?

      Удалить
    3. В тепличке проветривать не нужно, а лишь после пересадки в грунт. После того как пересадите, обильно полейте и накройте еще пластиковой бутылкой на 1 день. Потом начинайте проветривания. Для начала отвинтите колпачок, потом убирайте на ночь бутылку, потом и вовсе уберете.
      Если корешки на втором черенке еще очень маленькие или вовсе нет, то поставьте укореняться дальше.

      Удалить
    4. Александр, огромное спасибо за ответы! Хотелось бы немного уточнить о сроках. Пересаживаю в горшочек, оставляю накрытым еще сутки. Далее отвинчиваю крышку, и как долго растение стоит под бутылкой с отвинченной крышкой? Потом убираю на ночь - сколько ночей? Хотя бы приблизительно сориентируйте.
      И еще вопросик. Скажите, а как долго вообще можно держать черенки в тепличке с уже появившимися корешками до пересадки? Вот, предположим, мне нужно приобрести горшки, грунт и время выбрать, чтобы заняться пересадкой. А черенки уже стоят с корешками. Ничего страшного?

      Удалить
    5. По срокам смотрите сами, зависит от "сил" черенка. Если убрали бутылку, а тургор пропал и не восстанавливается - можно еще подержать в хорошем микроклимате.
      Черенки с корешками могут в тепличке быть сколько угодно.

      Удалить
    6. Большое спасибо.

      Удалить
    7. Александр, здравствуйте. Это я с черенками помело к Вам снова за советом. Сегодня решила пересадить укоренившийся черенок (в тепличку сажала для укоренения два черенка). Взяла горшочек диаметром около 10 см и высотой 8 см, насыпала грунт, обильно смочила его и стала вытаскивать черенок из теплички. Когда вытащила, увидела, что он пустил толстый стержневой корешок размером около 2 см, и готовится выпустить еще парочку таких. Быть может, рано я пересадила, но что сделано, то сделано. Пересадила, накрыла крышкой от бутылки. Вытащила и второй черенок посмотреть. Увидела, что у него тоже есть корешок, тоже толстенький стержневой, но еще меньше, приблизительно 1см. Посадила его обратно в тепличку. Таким образом, рискнула пересадить один черенок. Возникло несколько вопросов. То, что я его сутки держу под крышкой, а потом начинаю крышку отвинчивать (а потом и снимать бутылку на ночь) я поняла. А вот что насчет полива? Ведь теперь надо поливать?
      И еще вопрос. Скажите, пожалуйста, если у меня пересаженный черенок приживется, сколько по времени он может находиться в этом маленьком горшочке (приблизительные размеры я написала)? Дело в том, что я скоро уезжаю на всё лето, а в мое отсутствие пересадкой никто заниматься не будет.

      Удалить
    8. Добрый день!
      Поливать теперь нужно как и остальные цитрусы - по мере просыхания грунта.
      За лето он еще не оплетет весь земляной ком - так что можете не переживать. Пересадите по весне.

      Удалить
    9. Александр, спасибо за помощь. То есть, получается, что он почти год будет расти в этом маленьком горшочке??

      Удалить
    10. Зависит от силы роста корневой. Перевалку нужно делать, когда в этом горшке корни хорошо оплетут ком.

      Удалить
    11. Поняла.

      Удалить
    12. Александр, сегодня заметила, то земля в тепличке начинает зеленеть. Там сидит оставшийся черенок помело, который я пока не стала пересаживать (но корешок маленький у него уже есть). На стенках очень много капель. Быть может мне открутить уже крышку у этой теплички?

      Удалить
    13. Думаю, можно и вовсе его пересадить уже, что бы он развивал корешки в привычном грунте. Только обязательно чем-то накройте, создав такие же условия, как сейчас.
      Либо если не хотите пока пересаживать, то можете приоткрыть крышку, дабы немножко уменьшить влажность. Если земля позеленела немножко, то не страшно.

      Удалить
    14. Да, я открыла крышку на весь день, и капли исчезли. Крышку прикручу, а в выходные наверное пересажу.
      Земля позеленела не сказать чтобы сильно, но на разных участках.

      Удалить
    15. Александр, здравствуйте. Хотелось бы уточнить насчет полива уже пересаженных укорененных черенков. Они сидят в небольших горшочках. Надо ли поливать так, чтобы вода проходила через низ на поддон, или для таких маленьких еще корешков нужно поливать поменьше?

      Удалить
    16. Если корешки маленькие, то и пересадить нужно в маленький горшок после укоренения. Если будет хороший дренаж, то залить не получиться, даже если будете поливать большим количеством воды.

      Удалить
    17. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в какой грунт и как лучше пересаживать укоренившиеся черенки? Укоренялись в вермикулите. 4 нормальных черенка, как положено, и один совсем маленький с двумя почками и одна с листочком. так что думаете, он первый дал корешки и я решила его пересадить. Корешок был где-то 2,5-3см, посадила в покупной грунт для лимонов и добавила чуть-чуть песка, накрыла колпаком. через день листочек пожелтел и отпал, верхушка почернела и остался малыш сантиметра 2 от силы, но из оставшихся 2ух почек пробиваются росточки. Есть ли смысл его выращивать и как пересадить остальные, что бы такого не получилось?

      Удалить
    18. Александр, еще вопрос. Привила черенок лимона, долго стоял, половина отсохла, думала уже ничего не выйдет, но дал росточек! Сейчас развивается очень медленно, дикие пытаются расти только в путь, обрываю, но этот что-то слабоват, вылезли 6 маленьких листиков и еле еле ползут, даже чуть пожелтели. А тут на днях обнаружила липкий слой на листочках, вычитала, что щитовка, написано опрыскивать препаратами Фитовермом, Актара и тд... не повредит ли это таким ранним листочкам и что лучше делать для интенсивного развития? протирать листочки лучше просто ватным диском с водой или каким раствором? Заранее спасибо!

      Удалить
    19. Добрый вечер!
      1) Надеюсь, песок был крупнозернистым? Так как обычный только навредит, ухудшив водопропускаемость.
      Если есть новые побеги - значит все делаете правильно.
      2) Возможно плохо совместили камбиальные слои - от этого и медленное развитие.

      Удалить
  19. Благодарю за оперативный ответ.

    ОтветитьУдалить
  20. Добрый день! Подайдут ли для укоренения веточки 3-4 месяцев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Если листья приобрели темный окрас и больше не растут - то подойдут.

      Удалить
  21. Александр, здравствуйте. Я писала Вам про то, что у меня укоренились два черенка памело. Один я пересадила в грунт для цитрусовых, другой - для эксперимента - в обычный цветочный универсальный грунт. Оба сидят в маленьких горшочках. Потом я благополучно забыла, где какой грунт, долго вспомнила. В общем (если я правильно вспомнила), тот, что был посажен в грунт для цитрусовых, за лето выпустил хороший росток (сейчас на нем уже 7 листиков). Тот, что посажен в цветочный, сидит абсолютно безо всяких изменений. Оба пересажены в мае-июне. Александр, у меня к Вам вопросы. 1.Есть ли перспектива у второго ростка? Как Вы считаете, виною тому - цветочный грунт или это может быть связано с другими причинами (например, я его пересадила, когда он только-только пустил в тепличке корешок, а другой, тот, что растет, я пересаживала уже с гораздо большим корешком). 2. Сколько еще должны сидеть ростки в маленьких горшочках? 3. Надо ли уже сейчас заниматься формированием будущей кроны? Что-то прищипывать, пригибать? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      1) Перспективы есть всегда, пока цитрус еще зеленый :)
      Причиной может быть как грунт, так и пересадка с более слабой корневой системой. Пока наблюдайте за дальгейшим поведением.
      2) Пока корни не оплетут полностью земляной ком.
      3) Зависит от того, какой формы цитрус Вы хотите получить.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ! Следовательно, можно формировать уже сейчас. Просто я сначала было думала, что пока не оплетут земляной ком и не будут пересажены в бОльшие горшки, ничего не надо трогать в плане формировки. Насчет будущей кроны я почитаю и подумаю, возможно размещу фото на профильном форуме для совета.
      Еще раз большое Вам спасибо, благодаря Вашим советам у меня получилось укоренить черенки, первый раз в жизни.

      Удалить
    3. Спасибо и Вам за отзыв - каждый комментарий о том, что я помог кому-то, мне как бальзам на душу :)

      Удалить
  22. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, такой момент. У меня растет мандарина (из косточки), ему уже года 2,5. Сейчас ему крайне необходима пересадка, т.к. его корни уже выделили через дренажные отверстия и плотно сплелись между собой по кругу (выглядит это так, словно змея сократилась в клубок). Корни сами по себе светлые, беленькие. А суть вопроса такая: как мне разъединить эти корни, чтобы пересадить мандарина и чтобы не загубить его. Спасибо, большое

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Этот вопрос больше подходит к теме "Пересадка и перевалка", но раз уж задали тут, то отвечу уже тут :)
      Пробуйте все же аккуратно расплести корни как клубок нитей. Ничего страшного не произойдет даже если повредите 1-2 корешка - в новом грунте быстро отрастут новые.

      Удалить
  23. Здравствуйте, у меня чуренок лимона вулкан с пяточкой и тремя листьми,. Нужно ли убрать пятку или сажать так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      "Пятка" - это черешок нижнего листа? Если да, то пятку удалить, сделать косой срез под почкой и можно укоренять.

      Удалить
  24. Здравствуйте подскажите пожалуйста. Кумкват можно будет укоренить в зип пакете или мне прививать на лимон?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Кумкваты нужно прививать, ибо плохо укореняются. И даже если пустят корни, то плохо будут расти из-за слабой корневой системы.

      Удалить
  25. От черенками к которому привить коломандин выросли трёх листные отростки, что это з а отростки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это проснулся подвой - трифолиата. Его нужно удалить.

      Удалить
  26. Имеет ли значение срез, который оставляет секатор: прямой или косой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у косого среза больше площадь, больше каллюса соответственно.

      Удалить
  27. Здравствуйте! Посадила вашим методом черенки апельсина( к сожаления сорт не знаю) посадила 7 марта, из пяти штук у двух появилась белая пушистая плесень на верхушках и листиках верхних. Сами растения отлично выглядят. Сейчас открыла крышечки бутылок, проветриваются. Скажите пожалуйста,правильно ли я делаю, может чем-то обработать эти места и снова вернуть тепличные условия? или совсем убрать теплицу? Теплички стоят возле печки(днем на подоконнике), может из-за этого заплесневело?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, эта плесень появляется только на омертвевших тканях и не несет угрозы живым.
      Я бы тепличные условия не рекомендовал нарушать.

      Удалить
    2. Хорошо, спасибо Вам большое!)

      Удалить
  28. Сегодня посадила черенки лимона)

    ОтветитьУдалить
  29. Здравствуйте АЛЕКСАНДР! У меня под окнами у соседа в огороде растет апельсиновое дерево. Апельсины сладкие и сочные, абалдедь! Вот мне захотелось у себя на балконе вырастить апельсин. Соседи разрешили мне срезать себе черенков, но только вот дерево сейчас расцветает. Можно ли срезать черенков с цветущего дерева?

    ОтветитьУдалить
  30. Проживаю в Стамбуле, лимоны и апельсины растут у людей в огородах. Сначала ни верилось мне что они съедобные, а попробовала, сорвала прямо с окна у себя( живём на втором этаже) аромат и вкус обалденный.

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте Алуксандр! Посадил вашими методами черенки каломондина в зип пакет и под бутылку, прошло больше месяца открыл бутылку и достал идин черенок а там три длинных корня , самый главный вопрос пересаживать нужно чтоб корешки были без земли ? А второй черенок достал сверху на нем уже были новые листики но корни были маленькие один см и похоже один корешок повредил когда доставал , вопрос что с ним делать? Подскажите пожайлуста???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Михаил!
      Честно говоря, не ожидал, что Каламондин так быстро укоренится (сам не пробовал, но другие пишут, что он трудно укореняемый).
      По возможности нужно делать перевалку, но так как корней мало, то это практически невозможно. Так что можно пересадить, но подержать временно в тепличке, что бы корни "ухватились" за новую землю.
      Если повредили часть корня - ничего страшного, нарастут новые.

      Удалить
  32. Добрый день, Александр!
    У черенков мандарина высаженных в марте в дой-паке еще не видно корешков,нет новых листочков, но уже появились бутоны цветочков что делать оставить их или убрать ?

    ОтветитьУдалить
  33. Добрый день!
    Я в самом начале писал, что мандарин не стоит укоренять. Если и пустят корешки, то будут очень слабо расти.

    ОтветитьУдалить
  34. Добрый день! Укореняла помело, вот стоит уже неделю и сегодня заметила на черенке пушок ( плесень ) что делать ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Плесень появляется только на омертвелой ткани и не страшна для живой.
      Так что не переживайте.

      Удалить
    2. Спасибо ))

      Удалить
  35. Здравствуйте.Могут цитрусовые укореняться в воде(и в парничке),или только в грунте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер!
      Я не пробовал укоренить в воде, но читал, что шансы хоть и есть, но гораздо меньше, чем в грунте.

      Удалить
  36. Добрый вечер.Обязятельно ли обрезать верх у черенка цитруса(читал,что верх надо косо обрезать а низ под углом 90 градусов),какое значение вообще имеет угол обрезки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сверху черенок не нужно обрезать - разве что он очень длинный. Снизу делают косой срез, что бы увеличить площадь. Больше каллюса - больше шанса на образование корней.

      Удалить
  37. Спасибо за ответы.Прочитал коменты выше,хотелось бы поподробнее уточнить о температуре.В квартире сейчас прохладно-16-18 градусов,(отопление не включено).Хоть кумкват и в тепличке,но не мало ли для прорастания корней?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кумкват отлично прививается, а вот на счет укоренения - сомневаюсь. 16-18 все же маловато даже для хорошо укореняемых лимонов. Это не значит (низкая температура), что шансов нет, просто дольше придется ждать.

      Удалить
  38. Добрый вечер. Хочется спросить про такие признаки -у посаженных черенков в тепличках через две недели места соединения листьев со стволом стали светло-салатного цвета где то сантиметр от ствола,(раньше весь черенок был темно зеленым).Т.к. корней в тепличке конечно не увидишь, может ли такое изменение цвета говорить об начале укоренения? Или это ни о чем не говорит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Это ни о чем не говорит. Да и срок 2 недели - очень мало для укоренения.

      Удалить
  39. Вот уже и полтора месяца скоро..все без изменений,только светлозеленой части,салатного такого цвета стало немного больше.Хочется раскопать посмотреть,пересадить может,но страшновато трогать..Как понять,что все,пора уже или выбрасывать или пересаживать?

    ОтветитьУдалить
  40. Из двух один потерял листья и почернел,это на который я думал-что он в рост пошел,со всетло-зелеными листьями.Выбросил.Второй стоит без изменений,как и был,сажал оба вместе с применением эпин-экстра два месяца назад,и стояли рядом.

    ОтветитьУдалить
  41. Добрый день! Посадила для укренения обрезанные веточки мирта под пленку. Было много конденсата, проветривала на 5 мин раз в день. Заметила что по чуть чуть появляется белая как паутина на земле, все больше и больше, и больше. пробовала больше проветривать - лучше не стало. Как исправить это? в чем ошибка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Плесень появляется только на отмерших тканях и не несет вреда живым. Если грунт не слишком мокрый, то ничего страшного от плесени не будет.

      Удалить
  42. Здравствуйте, сделала прививку лимона 9 дней назад, вчера увидела на прививке проснулись две почки.. Что делать, вроде это плохо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Тут два варианта: либо вы сделали хорошо прививку, которая очень быстро срослась и уже достаточно подпитывает привой, либо все плохо и черенок из последних сил пытается развиваться, не получая питание. Я думаю, скорее всего первый вариант. Но в любом случае пока трогать прививку не нужно.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ, учитывая что это первая прививка моя, не верится что все так хорошо) сегодня отлетел единственный лист с привоя,он немного желтый но не сухой.. Конечно я не буду трогать ее до полной ясности.

      Удалить
  43. спасибо.Нашла ответы на все вопросы. Удачи всем!

    ОтветитьУдалить
  44. Здравствуйте, формирую павловский и пандерозу, хочу укоренить срезанные веточки по вашему рецепту, знакомый советует обмакнуть их в корневин, вы работали с таким препаратом? Или не стоит рисковать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Корневин можете смело использовать - не навредит.

      Удалить
  45. Здравствуйте. Приобрела укорененный черенок с плодоносящего лимона сорта Мейер . В августе исполнился год с момента укоренения. Ни разу не цвёл. Но хорошо разросся. При формировке я отрезанные от него черенки , укоренила (в августе). Будут ли укорененные мной черенки плодоносить? Если да , то когда начнут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Укорененные черенки от укорененного плодоносящего черенка будут плодоносить. Мейер обильно и часто цветет - весной, скорее всего, зацветет.

      Удалить
  46. Спасибо. То есть не придётся ждать 8-10 лет цветения черенков, которые я укоренила? А зацветут все (купленный укорененный черенок и укорененные мной черенки) будущей весной при должном уходе? :-)

    ОтветитьУдалить
  47. Добрый день! А если брать черенки с цветущего, но пока не плодоносящего цитруса, такой черенок будет в последствии культурным?
    И ещё вопрос, клементин Рубино лучше прививать? Есть шанс укоренить и как растёт на собственных корнях?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Клементины/мандарины лучше прививать. шанс укоренить маленький и растет на своих корнях плохо. Если черенок взять с цветущего (можно считать плодоносящего) цитруса, то он будет культурным.

      Удалить
  48. Добрый день. Вчера попробовал укоренить черенки, первый раз. Потом позде напишу получилось у меня что то или нет. Спасибо за советы

    ОтветитьУдалить
  49. Прочитала все вопросы к Вам и Ваши ответы. Все понятно и просто разъясняет. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  50. Если укоренить черенок от плодоносящего мандарина он будет плодоносить?

    ОтветитьУдалить
  51. Скажите веточка укоренится если я ничаенно задел рукой деревцо апельсиновое и веточка сломалась, она зеленая с 5 листиками?

    ОтветитьУдалить
  52. Спасибо большое за информацию. Укореняю мандарины в мини-тепличке - результат 100%. Чаще всего корни появляются через 1,5-2 месяца, только один черенок зацвел без корней, а корни появились через 6 мес. Замечательный метод!

    ОтветитьУдалить
  53. Подскажите пожалуйста привил лимон в расщеп нужно делать тепличку или нет,если нужно то как нужно проветривать

    ОтветитьУдалить
  54. Подскажите пожалуйста, у меня укоренился череночек и у него появился бутон, его надо удалять или можно этот бутон оставить?

    ОтветитьУдалить
  55. Доброго времени суток. стоят черенки в агроперлите, за месяц сбросили все листики. теперь стоят голенькие, и на дне стаканчика появились тооонкие корни. Вопрос - что делать дальше ?
    спс за ответ.

    ОтветитьУдалить
  56. Здравствуйте.
    Тут такая ситуация: в одном горшке растут сразу 4 апельсина(причем давно), естественно корнями они уже намертво друг с другом сплелись и разделить их никак не получится. При этом видно, что одно из деревьев растёт лучше всех.
    Как с этим лучше поступить? Оставить всё как есть или стоит оставить самое сильное растение а остальные срезать(точнее уже спилить)?
    И ещё один вопрос: если спилить уже довольно взрослые, покрытые тонкой корой, деревья они смогут дать новые корни или на это способны только молодые веточки?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.