Прививка в расщеп - результат и итоги ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
пятница, 1 марта 2013 г.

Прививка в расщеп - результат и итоги

Недавно я публиковал статью и демонстрировал видео, как я делаю прививку в расщеп. Данное видео было выложено на одном из форумов с просьбой более опытных цитрусоводов дать оценку. Были и похвалы, была и критика, была так же и очень жесткая не аргументированная критика. Но несмотря ни на что, забегая на перед скажу, что прививка удалась и результат лично меня порадовал. Адекватные замечания от цитрусоводов напишу  в конце статьи.

Я не рекомендую снимать обвязку раньше, чем через 14 дней, а лучше вообще ближе к месячному сроку. Но так как я веду этот блог и стараюсь побольше показать для вас, то мне приходится иногда отклонятся от своих же советов; первый раз я снял повязку через 7 дней. Каллюса почти не образовалось. Разрез под кончиком привоя светился насквозь, что меня немного насторожило. Но радовал тот факт, что после снятия тугой обвязки привой не выпал из расщепа.

Прививка в расщеп спустя 5 дней

Как видно, в конце разреза рука дрогнула от переживаний и он немного ушел в сторону. Но это не повлияло на успех, так как там, где соприкасается привой с подвоем, разрез ровный. После этого фото я аккуратно обратно замотал прививку той же обвязкой, только не так туго, как в первый раз.

И вот сегодня, спустя 12 дней от "операции", я опять решился размотать ее. На этот раз я совсем обрадовался, так как "дырка" полностью заросла каллюсом (фото с обеих сторон):

Прививка в расщеп спустя 12 дней Прививка в расщеп спустя 12 дней

С момента среза веточки грейпфрута Стар Руби она совсем не поменялась в тепличке и все это время была "бодренькой":

Прививка в расщеп спустя 12 дней

Такой результат через 2 недели можно назвать хорошим, но нельзя с уверенностью заявить, что это 100% успех. Бывали случаи (не у меня), когда, казалось бы, удачная прививка, которая начинала пускаться в рост, "отторгала" привой даже через месяц. Но я все же надеюсь, что это не тот случай и в тепличке привой с подвоем окончательно и надежно срастутся.


"Работа над ошибками"

Это замечания, которые я получил от опытных цитрусоводов:

1) Прежде всего хочется сказать по поводу обвязки. Полоска, как я писал, была вырезана из простой медицинской перчатки. Материал оказался очень удобным, но оборвался потому что вырезан не ровно, с зазубринками. При нарезании таких полосок разрез нужно делать одним движением - тогда они будут ровными.

2) Скальпель, да еще такой (одноразовый с пластмассовой ручкой), не совсем годится для прививок. У него короткое закругленное лезвие, что делает трудным исполнение ровного среза без задиров. Я уже нашел в интернете хороший прививочный нож и, надеюсь, что следующие прививки уже буду демонстрировать вам с "профессиональным орудием" в руках.

3) Заводских заточек не достаточно, поэтому нужно научится хорошо затачивать инструмент.

4) Ткани подвоя после разреза начинают окислятся. Поэтому разрез можно зажать обычной прищепкой, пока готовим привой.

5) После того как вставили привой, желательно его хорошо зафиксировать, что бы он не шатался и тем более не выпадал. Если уже зажали изначально пальцами, то не отпускать, пока не сделана обвязка.

6) Подвои и привои не желательно срезать секатором, так как сминаются ткани. Срез нужно делать острым ножом одним движением. Если же срез был произведен секатором или пилкой (если ветки толстые), то его нужно тщательно "обновить" стерильным острым лезвием ножа.

7) Обвязку рекомендуют начинать сверху, а не снизу - таким образом после пары витков привой уже хорошо фиксируется и не будет выпадать в сторону.

8) Все нужно делать максимально быстро, что бы не успели окислится ткани. У меня обычно все происходит намного быстрей, но из-за демонстрации на видео все происходило очень долго.

Это все не является обязательным и все равно четких правил в технике прививки быть не может, но эти советы помогут начинающим существенно увеличить количество успешных прививок.

Техники даже самых лучших умельцев все равно будут чем-то отличаться: одни делают обвязку снизу вверх, другие наоборот, а третьи вообще не используют обмотку; одни используют садовый вар, а другое нет и т.д. Каждый из нас так же должен получить определенный опыт (успешный и не очень), что бы выбрать свою особую стратегию, которая будет позволять осуществлять прививки с 99% успехом, ведь главное - это результат.

Если мой опыт поможет вам сделать свои первые удачные прививки, напишите, пожалуйста в комментариях или на почту - мне будет очень приятно!

38 комментариев:

  1. скажите пожалуйста как посмотреть это видео(где оно?????????)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В самом начале в первом предложении есть ссылка: "делаю прививку в расщеп". перейдите по ней - там будет видео и описание выполнения прививки.

      Удалить
  2. Добрый день, Александр.В выращивании цитрусовых я новичок, просмотрев ваше видео, решила спросить у вас совета.
    У меня есть два сеянца мандарин и апельсин ( им около 9 месяцев), хочу привить к одному из них веточку каламондина, плодоносящего. Какой из них менее прихотлив, так как это будет мой первый опыт.
    Есть ли определенный период, когда проводят прививки, сентябрь подойдет?
    Заранее спасибо, Екатерина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Для каламондина подвой подойдет любой из тех, что у Вас имеются. Прививки лучше всего получаются, если подвой находится в периоде вегетации, а не покоя. В расщеп можно прививать в любое время года. Окулировка (методы "за кору") делается лишь во время активного сокодвижения, когда кора хорошо отделяется от древесины.

      Удалить
    2. Добрый день, Александр.
      Спасибо за советы... Прошло 4 месяца и привитые мною деревца пустили новые веточки... Очень рада, первый опыт и оба деревца удачно привиты. Жаль тут не возможно фото показать.
      Ваше видео очень поучительно оказалось.

      Удалить
    3. Очень рад, что у Вас все получилось! Можете написать небольшую статью о Вашем опыте и рассказать, что было труднее всего, на что стоит новичкам обратить внимание, - и я с радостью размещу ее на этом блоге с сохранением вашего авторства. Статью можете прислать мне на почту.

      Удалить
  3. Здравтвуйте.я привил как вы тут учили мандарин(или какой-то из его гибридов)на мандарин(или гибрид же).почти все умерли(это из-за плохих привоев и отсутствия "беглости пальцев").один жив уже месяц(29 дней).я хочу спросить.можно уже размотать и поглядеть и вторично замотать,или еще рано?дело в том,что другие доживали до 3недельного срока и засыхали и загнивали.и никаких признаков сращения не было,хотя подвой почти всегда выживал.
    Поймите вашего ученика.меня снедают любопытство и страх.Ответьте !!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Обычно, если прививка неудачная, то это видно сразу через день-два. Многое зависит от качества подвоя: если он на момент прививки вегетировал, то шансы в разы увеличиваются. Через месяц срастание должно быть уже достаточно хорошим, думаю, можно аккуратно размотать и посмотреть. Боятся не стоит. Как только у Вас получится пару прививок - дальше будете прививать почти со 100% успехом. П.С. подвои будут выживать всегда, корневая система же остается.

      Удалить
  4. Только что замотал обратно.Край среза подвоя стал явно двойным-видно где резал и видно,что за ним,под ним наросло узенькой в пол-милиметра,полосочкой.продолжение среза ниже подвоя исчезло и привой сидит в подвое как влитой.сверху ничего не изменилось,выглятит как вначале.
    я правда повредил кору подвоя сверху,слева от прививки.соприкосновение с привоем не задел.это не опасно?еще боюсь,что туда попала земля,хотя между ними у нее нет шансов оказаться-первое,что бросилось в глаза--что подвой и привой сидят друг с другом абсолютно слитно.в целом все выглядит не хуже,чем ваша на фото через 12 дней.замотал обратно не плотно,а просто заклеил скотчем.только сверху и снизу привязал,чтобы края скотча не топорщились и все было герметично.Растение нужно чем-то удобрить или простимулировать,чтобы сгладить стресс или пробудить рост привоя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скотч - плохой материал для прививок. Во время разматывания есть шанс нарушить прививку. Удобрять/стимулировать не надо. После полного срастания, когда будет нормальные обмен между привоем/подвоем, прививка начнет развиваться.
      П.С. не беспокойте лишний раз деревце, "у нетерпеливых цитрусовые не растут"!

      Удалить
  5. Сколько по времени надо держать в тепличке?

    ОтветитьУдалить
  6. Александр, хочу спросить вашего совета, вот почти месяц назад привила мандарин на подвой лимона , вроде бы все получилось : почки проснулись и даже листики развернулись, я сняла тепличку и все листики через время отпали. Что я сделала не так и как быть дальше , или уже все можно считать , что прививка не удалась? Ольга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга!
      Цитрусы не любят резких изменений условий содержания. В тепличке у него были идеальные условия, а Вы ее резко убрали. Тепличку нужно убирать постепенно, то есть увеличивать ежедневно время проветривания, начиная с 1-2 часов.

      Удалить
    2. Александр, прошу извинение, а что мне делать дальше, выкинуть или снова накрыть тепличкой и ждать когда проснуться почки по второму разу

      Удалить
    3. Если привой не почернел, то можно накрыть опять тепличкой и ждать побега.

      Удалить
  7. Спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
  8. Через какое время должны зацвести привитые веточки.Были привиты в июле 2014 года

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Могут зацвести еще в момент срастания с подвоем, а могут и через год не зацвести, - зависит от условий.

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  10. Прошло почти 4 недели снял укрытие, ветка зеленая! Все затянулось вроде нормально, но пока еще нет признаков роста, наверное сейчас не сезон?

    ОтветитьУдалить
  11. Пишут, что на мандарин прививать не стоит. Был у меня под рукой сеянец в активной фазе вегетации итак полкчилось что пришлось срезать плоды на ветке с пандерозы, решил попробовать. Не могу сказать сколько прошло времени точно от одной до двух недель, сразу было видно что почки ожили и листья (я их оставил) ничуть не поменялись. Сегодня заметил что верхняя почка дала рост, ура :) А вопрос такой: стоит ли приучать потихоньку к открытому воздуху или еще подержать пару недель под пакетом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 2 недели - очень мало, пусть еще с недельку в тепличке постоит, а потом потихоньку можно.

      Удалить
  12. Александр, спасибо за ваши советы. Они очень полезны на мой взгляд (я совсем начинающий цитрусовод).
    Наталья

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, привил один мандарин к другому, через пару дней отпали листья но привой не почернел, не является ли отпадание листьев плохим признаком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если листья отваливаются почти сразу после прививки, то это плохой признак. Если через недели две - то все нормально.

      Удалить
  14. Александр здравствуйте.24.03 привевал мандарин.пачка дала побег.когда можно убрать обвязку и парник?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Не спешите резко снимать парник и обвязку. Приучивайте к обычным условиям постепенно, увеличивая длительность проветривания.

      Удалить
  15. Спасибо большое. А как долго надо приучивать?

    ОтветитьУдалить
  16. здравствуйте! у меня очень взрослый апельсин, был случайно мной посажен в детстве методом "прячу косточки в горшок с мамиными цветами" :) сейчас ему около 24 лет.скажите, есть ли смысл его прививать в таком возрасте ? если да, то как лучше),т.к.уже много ветвей. или спилить весь верх и в ращеп пробовать.... если получится добиться плодоношения, то через которое время его ожидать ? боюсь навредить такому красивому дереву. Татьяна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Попробуйте прививать на разные ветки. Можете даже разные сорта - получится дерево-сад.

      Удалить
  17. спасибо!) привила глазки мандарина) надеюсь приживутся) можете посоветовать где взять привой? думаю в магазине просто так отрезать веточку ни кто не даст.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напишите в группах о выращивании цитрусовых в соц.сетях - кто-то поделится ;)

      Удалить
  18. Добрый день Александр! Хотела у вас спросить может ли прививка лимона в расщеп пустить побеги на 5 день. Это нормально?прививка первый раз. И ещё вопрос почему конец привоя где начинается прививка т. Е. Где был срез немного отличается по цвету темно зелёная.

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте, Александр!
    Пришел мне пальчиковый австралийский лайм и в посылке одна ветка обломилась.
    А ещё мне пришел привитый черенок " Рука Будды". Стал гибнуть. Подвоя у меня не было и я решила на маленькое деревце в две ветки привить вышеуказанные черенки
    Стоят под пакетом 2,5 недели. Стоят хорошо. Лайм решил зацвести.
    Вопрос: значит ли, что прививка удалась? И стоило ли таких два разных черенка прививать на одно деревце?
    Очень жду ответа.
    С уважением , Зоя.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо вам,и вообще что есть такие люди как вы.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.