Клементин ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
вторник, 11 июня 2013 г.

Клементин

В детстве, помню, цитрусовые были не столько распространены и доступны как сейчас. Я всегда думал, что цитрусовые - это исключительно лимоны, мандарины, апельсины и грейпфруты и о наличии множества гибридов даже не подозревал. Это сейчас на рынке или в магазине можно увидеть на ценнике надпись "танжерин", "клементин", а когда-то их называли  просто: "мандарин", во всяком случае в моем регионе. Сегодня хочу рассказать как раз-таки о клементине: в чем же основные его отличия от мандарина.

История Клементина

Луи Трабю, директор Алжирского ботанического сада, в своих работах 1902 года писал, что клементин произошел  в следствии случайной гибридизации мандаринового сеянца, которого обнаружил священник Клемент Родье в саду детского дома маленькой деревни Оран, что в  Алжире. Он считал, что этот цитрус - естественный гибрид Средиземноморского мандарина и померанца 'Гранито'. Однако позже Веббер в 1943 году и Танака в 1654 выразили сомнение выводам Трабю, а в 1963 году Шапо опроверг этот вывод с убедительными доказательствами. Он считал, что сорт имеет восточное происхождение, вероятно китайское, так как он ничем не отличается от кантонского мандарина, сходство с которым так же заметил и описал Трабю в 1926 году.
Сейчас под клементином подразумевается не конкретно алжирский, а целая группа сортов. Экспортеры делят все сорта на 3 условные группы: Корсиканский (бессемянный), Испанский (2-10 семян) и Монреальский (10-12 семян).

Описание Клементина

Размер плодов этого цитруса может варьироваться от маленького до среднего. По форме они так же бывают разными: от сплюснутых шарообразных до продолговатых, а иногда и грушевидных. Нижняя часть обычно округлая, но бывает с небольшим пупком.
Плоды могут иметь от 8 до 12 долек. Как правило, темно-оранжевая мякоть очень сладкая и ароматная, в которой содержится меньше кислоты, чем в мандаринах. Семян обычно не много, но при перекрестном опылении их количество может увеличиваться.
Гладкая блестящая кожура средней толщины обычно легко очищается от мякоти. Ее цвет варьируется от темно-оранжевого до красновато-оранжевого, но не полностью красного.
Морозостойкое дерево имеет среднюю силу роста и размер. Ветки гибкие, практически без шипов, густо облиственные.

Мой клементин

На данный момент у меня есть три клементина. Сорт одного из них я не знаю. Есть информация лишь о том, что он произошел от черенка, которого срезали с деревца в Италии. Получил я его 15 октября 2012 года и за это время он у меня немножко подрос: 


Растет он у меня лучше других мандаринов, неприхотлив. Цвести пока не пытался. Жалко, что сорт определить практически нереально, даже когда начнет плодоносить. По форме листьев он отличается от других моих клементинов, так что пока в моей коллекции он будет иметь кодовое название - 'Итальянец'.

P.S. Очень много источников публикуют разную информацию о клементинах. Мне довелось пересмотреть и проанализировать много ресурсов, которые часто противоречат друг-другу, например англо- и русскоязычные статьи на Википедии. Я показал информацию, которая показалась мне наиболее достоверной. Если у кого-то возникают сомнения по поводу написанного (как в свое время поддали сомнениям выводы Трабю), прошу высказать их в комментариях.

Добавлено 09.04.2016



Читайте также:
Клементин "Итальянец" - первое цветение

5 комментариев:

  1. А некоторые питомники умудряются называть клементинами тангоры, взять тот же АМОА8.

    ОтветитьУдалить
  2. Ого хорошо у тебя отрос клементин,лучше чем мой)

    ОтветитьУдалить
  3. Из какого источника получено растение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напишите мне по этому поводу в одной из соц. сетей - там и пообщаемся тет-а-тет, если интересно. :)

      Удалить
  4. Вот и у меня растёт неизвестный клементин. Только я его называю "Симферополец". Прислал знакомый цитрусовод из Симферополя черенком.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.