Дерево-сад ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
понедельник, 21 января 2013 г.

Дерево-сад

Дерево-сад или "дерево дружбы", как его иногда называют, - это сочетания разных сортов на одном растении. Закройте на секундочку глаза и только представьте себе:  лимоны, апельсины, мандарины гирляндой окружили одно дерево; мелкие каламондины и кумкваты "соперничают" с огромными памело и грейпфрутами; разные краски, формы, размеры сконцентрированы в одном месте  - от такой красоты аж дух перехватывает!

Практически все цитрусы хорошо прививаются друг на друга и хорошо совместимы -  это и дает возможность создания дерево-сада. Для того, что бы создать дерево дружбы нужно:
Вы творец - и поэтому должны себе представлять, как должно выглядеть дерево в целом, каким оно будет в зависимости от сезона, где будут расположены крупные сорта, а где мелкие и так далее. Важно знать побольше о сортах, которые прививаете; например, когда происходит цветение, сколько длится созревание, сколько волн роста и какая их сила.

Для чего может стать еще полезным создание дерева-сада, кроме красоты? Мало кто может похвастаться, что у него есть предостаточно места для выращивания цитрусовых. Хочется иметь большую коллекцию и постоянно ее расширять - и вот дерево дружбы поможет сэкономить много места, имея по 5-6, а то и больше, сортов на одном растении.
Так же встречал информацию, что некоторые "дикари" даже не сильно взрослые после прививки культурного растения в крону сами  начинали плодоносить.

У меня прошлой весной появился взрослый сеянец приблизительно 7-8 лет. Я сжалился и забрал его у тестя - каждую зиму он обмерзал, летом много раз засушивался, ни разу не пересаживался, но странным образом как-то выживал. Не буду о нем много рассказывать, наверное стоит о нем написать отдельную историю. В общем я решил делать из него дерево-сад, заодно и попрактиковаться в прививках. Одно плохо, что хотя культурных растений у меня уже больше десятка, прививочного материала с них взять пока не получается - у большинства сейчас как раз первый прирост, так что на моем пока скромном сеянце привито всего два сорта.

Первую прививку черенком Скерневицкого лимона я сделал летом. Она успешно прижилась, не смотря на то, что черенок был без листьев. Спустя некоторое время даже появились цветы, но плоды не завязались:

Дерево-сад

Следующим я привил Каламондин: два черенка в срезанную основную ветку в центре кроны и один черенок на боковую.


Дерево-сад


Вместе с хорошим приростом на последнем черенке показался и 1 бутон, который успешно завязался и сейчас начал желтеть маленький плод (в левой части):

Дерево-сад


На фото видно, что на дерево достаточно много побегов, на которые в перспективе можно прививать чего душа пожелает. Я, кстати, еще и надеюсь, что прививки подтолкнут сам сеянец к плодоношению.

Главный совет по созданию дерева сада: выбирайте очень крепкий экземпляр, что бы он мог "выносить" всю красоту в виде плодов.

Надеюсь, через несколько лет у меня будет красивое дерево-сад, такое же, как я представлял в начале статьи. И вам желаю проявить фантазию и создать прекрасное дерево дружбы из любимых цитрусовых!



4 комментария:

  1. Добрый вечер. Жаль, что к этой статье совсем нет комментариев ваших читателей. Я решила написать свою историю. Моему сеянцу-богатырю 25 лет. 54 см до первой ветки. Диаметр 24мм. По лени брошенные зерна в горшок с цветком проросли, Цветок благополучно скончался, из всех сеянцев остался один и рос как трава у дороги. Не получая должного внимания и заботы. Единственное, что я сделала - это прочитав в полезных советах в журнале "Крестьянка", что надо оставлять по 4 листочка, остальное отщипывать, так и поступала.
    Периодически возникало желание привить это деревце, но ни времени, ни возможности не было. Но счастливый случай настал. Разговор в курилке о лимонах привел к тому, что мне принесли материал для прививки с павловского лимона. Было это в 2013 году в феврале. Я ринулась в инет, но от невнимательности, мои первые 2 удачные прививки(потому, что долго радовали зеленым глазком) оказались неудачными. На высоте 5 см от земли, но не 20 летнего лимона, а 15-25 см годовалого сеянца. Прививки благополучно заросли. Следующие 2 прививки в феврале 14 года были выполнены неудачно, хоть и были на 60 см выше земли.. А в августе 14 г.я из Греции привезла веточки, которые срезала у друга юности Христофороса в Солониках. Прививка была одна, удачная и в июле 15 года она проснулась, вместе с прививками февральскими 15года павловского лимона. Теперь у меня три веточки, которые я каждый день утром приветствую, и желаю. спокойной ночи вечером. На радостях я сделала 2 прививки в расщеп - в конце августа узнаю, насколько они удачны. В плана одну из 4 веток первого порядка хочу заставить в 16 году цвести, проволоку уже приготовила.
    Вот такая история.Прививать больше нечего.
    Спасибо за советы. Больше всего меня угнетает - это грунт. Чайник я в этом деле. И статья про грунт наводит тоску на меня.
    Всего доброго, спасибо.
    Да, у меня есть вопрос - как можноу знать сорт моего богатыря? Листочки состоят как-бы из двух частей. Маленький (это наверно черенок с оборочкой). напоминает ската И основной обычный лист. Многие листья очеь большие, а есть ветки с небольшими листьями - мне кажется, что это они и будут плодоносить.
    Ну вот и все. Светлана.








    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за интересный рассказ!
      К сожалению, сорт дикарей не представляется возможным определить, как и невозможно сказать, какая ветка даст урожай.
      Но вот прививки точно зацветут и дадут вам хороший урожай, - очень хочется верить, что наступит это очень скоро.

      Удалить
  2. Добрый вечер!
    Александр, у меня к вам вопрос), Хочу свой сеянец превратить в "дерево дружбы", но есть сомнения на счет выбора сортов привоя. Может ли один сорт соперничать/мешать другому. Есть ли какие то правила выбора сортов на одно дерево?
    Заранее спасибо. Катерина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Подозреваю, что может. Есть очень сильнорослые сорта, которые постоянно выдают прирост и первыми займут "место под солнцем". Если, например, привить Пондерозу и Павловский лимон, второй, скорее всего будет расти не пропорционально быстрее.

      Поэтому я бы на верхние вертикальные побеги прививал бы более медленно растущие цитрусы, а на боковые горизонтальные - наоборот.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.