Жировые побеги ~ Выращивание цитрусовых дома - личный опыт
вторник, 21 мая 2013 г.

Жировые побеги

С появлением этого блога читатели периодически задают разные вопросы по почте и в социальных сетях, на которые я стараюсь отвечать, основываясь на личном опыте. В последнее время было несколько вопросов: "Что такое жировой побег"? Что бы не отвечать каждому одно и то же, я решил посвятить целую статью, где попытаюсь рассказать, что в моем понимании есть жировой побег, показать иллюстрации и порассуждать на тему их полезности/вредности.

Что такое жировой побег?

Жировой побег - это толстый побег, обладающий огромной силой роста, который прорастает в основном из спящих почек ствола или скелетных веток. Такой росток имеет длинные междоузлия (расстояние между листьями) и вертикальную направленность:

Жировой побег на апельсине

На этом фото видно волчок, который отрастает от верхушки основного ствола дикаря апельсина из которого я делаю дерево-сад. По соседству с ним уже есть два таких же вызревших побега:


Думаю у некоторых возникнут вопросы по поводу данного фото. Ведь в определении я указал, что жировые побеги растут вертикально, а тут видно, что все направлены в разные стороны...
Дело в том, что я не даю им такой возможности, оттягивая их вниз, пока они еще хорошо гнутся и поддаются хоть какому-то формированию:


В качестве материала для такой растяжки я выбрал мягкую и эластичную фум-ленту, которая не врезается в ткани.

Для чего я это делаю? Дело в том, что если позволить жировому побегу расти вертикально и даже если в будущем планируется его укоротить обрезкой, на нем с большой долей вероятности будут зарождаться такие же волчки, а не боковые побеги, направленные на развитие кроны и плодоношение. Если же еще с самого начала такие ростки направлять горизонтально, то в будущем на нем уже будут появляться нормальные ветки. Но предупреждаю, что сделать это непросто ибо волчки стремятся расти вверх и всячески выкручиваются, дабы не расти в нужном нам направлении.

Ну и напоследок, что бы у всех отпали сомнения, что это именно жировые побеги, я сделал фото для сравнения двух веток одного прироста:


Не нужно даже описаний - и так видно колоссальную разницу!

Причины появления


Наблюдая за своими растениями, я пришел к выводу, что основной причиной появления жировых побегов есть перемещение растения на новое место и недостаточное/неравномерное освещение. Листья цитрусовых располагаются так, что бы площадь поглощения света была максимальной. Именно поэтому не рекомендуется их постоянно разворачивать, для наращивания равномерной кроны. Так вот, при перестановке на другое, неравномерно освещенное место, растение начинает адаптироваться к новым условиям. Ему нужно максимально быстро нарастить новую крону, которая будет хорошо приспособлена к новым условиям (подозреваю, это может быть не только свет, но и температура, подкормки и прочее). Получается, что  жировой побег становится продолжением основного ствола, что как раз и необходимо для деревца. Но подходит ли это для нас - владельцев небольших квартир? Когда мой апельсин перестал помещаться на большом подоконнике, я его переместил на пол - тут то и произошла ситуация, которую я о описал выше.

Еще одной причиной может стать обморожение, когда тонкие ветки гибнут, осыпаются все листья. После него тоже с большой вероятностью с центрального ствола отрастать быстро сильные ветки.

Плюсы и минусы

Начнем, пожалуй, с плюсов. Прежде всего волчки позволяют быстрее развиваться дереву, адаптироваться к новым условиям, делают его более крепким. Особенно появление жировых побегов должно радовать тех, кто желает сформировать растение на высоком штамбе.

Вот один из примеров: небольшое деревце, которое долго болело выпускает мощный жировой побег, который дает надежду на нормальное дальнейшее развитие:



Еще огромным плюсом является то, что на них хорошо прививать медленно растущие цитрусы. Большая сила роста и запас полезных веществ обеспечивает быстрое и успешное срастание привоя с подвоем.

Теперь о минусах. Бытует мнение, что жировые побеги забирают очень много энергии у дерева и оттягивают сроки плодоношения. Я так же разделяю это мнение и поэтому на половину их укорачиваю и направляю горизонтально. В зависимости от того, что вам нужно, вы сами должны решить что делать с такими ростками: удалять в зародыше, обрезать или направлять горизонтально.

У кого есть лимит места и он не может себе позволить содержать большие деревья, то появление жировых побегов тоже будет скорее негативным явлением.

Самый большой, по моему мнению, минус - это в случае прорастания многих почек волчок может оттянуть на себя много энергии, что приведет к недоразвитости или вообще сбрасыванию других ростков.


Резюмируя все выше сказанное, хочу сказать, что не может быть четких советов и инструкций, как поступать с жировыми побегами. Каждая ситуация индивидуальная и решить ее нужно так, что бы результат устраивал вас.

17 комментариев:

  1. Интересная статья, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне дали привой лимона Юбилейный,я его привила на дичок.Прививка прижилась,вырос лимон высотой 28см,растет только вверх,я его уже три раза прищипывала,но точка роста только вверху.А вопрос такой,если мне дали привой от жирового побега,будет он цвести и плодоносить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, он будет плодоносить. Странно, что Юбилейный растет вертикально - все мои клоны Пандерозы растут кустами даже без формирования.

      Удалить
  3. У меня мандарин 30 см с прищепнутой верхушкой дал два жировых побега у верхушки - можно считать их боковыми ветками, поскольку у меня растение совершенно прямое, как палка. И вообще является ли жировые побеги просто новыми ветками или они чем-то от них отличаются?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличаются лишь тем, что в них заложена усиленная вегетация, а не плодоношение.

      Удалить
    2. А обычные ветки появляются из тех же мест что и жировики? Какие благоприятные условия нужны для этого процесса ? Поскольку было сказано, что после прищипывания должны просыпаться боковые побеги.

      Удалить
    3. Благоприятные условия - это хорошее освещение на всю крону.

      Удалить
  4. Не думаю, что я уж совсем глупая, но... Ну никак я не пойму как распознать жировой побег. Вот смотрю на фото и вижу только молодой побег на фоне уже вызревших веточек. Ну как мне научится его различать???

    ОтветитьУдалить
  5. здравствуйте! месяц назад подарили каламандин, все ветки завяли и высохли,кроме одной, она только листья сбросила, но на ней появилось много новых листочков и растут они не нормально быстро. Что делать с высохшими ветками и будет ли он плоданосить в будущем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью почерневшие ветки обрежьте и замажьте варом. Плодоносить будет.

      Удалить
  6. подскажите, жировые побеги можно удалить в любое время? они уже достаточно большие..

    ОтветитьУдалить
  7. Лимон лайм .
    Выгнал сильный побег 35 см. буквально за месяц ,на следующий год , весной на этом побеге завязались 4 плода , я оставил 1 . Который созрел к концу .
    В прошлом году выросли 2 крупных побега примерно 38 см.
    В этом году 10 февраля продолжили рост и выросли до сегодня еще на 34 см. и прдолжают расти , один выкинул 5 листиков .
    Что характерно : все листы жирные доходят до 16см.
    На нижних ветках пошли в рост 4 отвода , листья тоже крупные .
    Отсюда вывод : жировые побеги не мешают общему росту .
    Закончат они рост , пущу верхнюю часть на черенки ,а на оставшиеся стебли , прищеплю что - нибудь для дерева сада .
    Ведь на жировиках должен хорошо расти даже киевский крупноплодный, который не хочет нормально расти , ведь условия одинаковые .

    ОтветитьУдалить
  8. Александр, здравствуйте! Куда можно выложить видео лимона, потому что по фото как-то не очень понятно. Хотела с Вами проконсультироваться по формированию деревца. Заранее благодарю! Лилия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Залейте видео себе ВКонтакте и напишите мне в ЛС.

      Удалить
  9. А можно ли жировой побег срезать и посадить , чтоб вырастить новый лимон (хотя я уже так сделал)), а плодоносить будет?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.